Ковалева Надежда
Театрализованная игра как средство развития коммуникативных и речевых способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема:«Театрализованная игра как средство развития коммуникативных и речевых способностей дошкольников».
Цель: обучение участников мастер – класса использованию коммуникативных и речевых способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Задачи:
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами коммуникативных способностей детей.
Публикация «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных и речевых способностей дошкольников» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
- Поддерживать коммуникабельность и доброжелательность между участниками творческого процесса, готовность к творчеству.
Основные этапы мастер-класса: теоретический, практический, заключительный.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о возможности применения театрализованной деятельности в работе с детьми;
- внедрение в образовательную деятельность педагогов методов и приёмов обучения коммуникативных и театрализованных игр.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам в работе по развитию коммуникативных и речевых способностей детей посредством театрализованной игры.
Методы и приемы:
- Приветствие «Круг радости»
- упражнения на снятие мышечного напряжения
- игры на развитие коммуникации.
- обогащение театрального уголка атрибутами «Пальчикового театра»
Ожидаемые результаты мастер класса:
-научить решать проблемы общения и взаимоотношения между детьми;
-научить обогащению эмоциональной сферы, активизации речевой деятельности детей;
- решать проблемы эстетического и нравственного воспитания;
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте улыбнёмся друг другу. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется полезной для вас.
Сегодня я хотела бы провести с вами мастер класс на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных и речевых способностей дошкольников».
Сейчас я хочу рассказать вам об актуальности этой проблемы.
В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется социально-коммуникативному развитию детей. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как со взрослыми, так и со сверстниками.
В каждом ребенке есть талант, главное суметь его увидеть и помочь раскрыть. Все дети любят сказки. И даже маленький ребенок с удовольствием будет изображать: как прыгает зайка, летает бабочка, переваливается косолапый мишка. А театр –это сказка и это реальность, где каждый ребенок может легко перевоплотиться в тот или иной образ, проявить свое творчество.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и узнаваемые»- говорил известный педагог В. А. Сухомлинский.
Я согласна с ним, и думаю, что если планомерно, систематически использовать в образовательном процессе театрализованные игры, то уровень развития коммуникативных способностей будет значительно выше.
В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами"
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. В режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражаний.
В своей работе с детьми мы используем игры на развитие творческого воображения, внимания, упражнения на развитие коммуникативных и речевых способностей. Дети с удовольствием выполняют задания на развитие игрового творчества, фантазии.
А сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми методами и приёмами, которые можно использовать в своей работе для развития коммуникативных и речевых способностей детей.
Каждое утро можно начинать с «Круга радости». Это создаёт благоприятный эмоциональный настрой на весь день. Сейчас я хочу показать вам одно из таких упражнений:
«Улыбка»
(Играть можно парами или стоя в круге)
Ты – мой друг, и я – твой друг,
(Ладонь направляется на друга, потом к себе)
Как прекрасен мир вокруг!
(Развели руки в стороны)
Мы друг другу улыбнёмся,
(Улыбаемся друг другу)
Дружно за руки возьмёмся!
(Берёмся за руки)
(Педагоги выполняют упражнение)
Что вы почувствовали, ощутили? (Ответы педагогов).
2. Следующий прием - это упражнение на снятие мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится следующее упражнение.
Игра Ласковый мелок»
Цель: снятие мышечного напряжения в области спины, развитие навыков общения.
Ход игры: Дети делятся на пары. Один ложится на пол, другой пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, домик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания игры ласково погладить по спине, «стереть рисунок». Затем дети меняются местами.
Давайте попробуем поиграть с вами в эту игру.
(Педагоги играют в эту игру.)
Вы почувствовали, что стали расслабленными, менее напряженными? (Ответы педагогов).
3. В жизни человека очень важно понимать чувства других – это источник благополучного общения. В детях чувство понимания чувств другого, сопереживание заложено изначально. Наша задача развить эти чувства. Для этого с детьми можно проводить игры на развитие коммуникации.
Цель наших игр: Сплотить детей, снять зажатость, скованность, создать благоприятный эмоциональный настрой. Давайте попробуем поиграть в эти игры.
«Газета»
Ход игры: Вызываются 4-5 детей. Воспитатель кладёт на пол газету. Все дети должны встать на неё, чтоб ноги не оказались на полу, только на газете. Затем дети уходят с газеты, а воспитатель складывает её пополам. Дети снова должны встать только на газету. Затем дети снова уходят с газеты, а воспитатель складывает газету ещё раз пополам. Так продолжается до тех пор, пока дети не будут стоять очень близко друг к другу. После этого игра заканчивается и вызывается следующая 5 детей.
(Педагоги играют в эту игру.)
«Доброе животное»
Дети встают в круг, держась за руки. Воспитатель говорит, что у нас в группе появилось очень доброе невидимое животное, оно такое же как наш круг. Давайте представим его себе и покажем как оно дышит. При этом вы должны слушать друг-друга, и делать всё вместе, ведь это 1 животное. Давайте покажем как оно дышит. Для этого мы сделаем шаг вперёд и вдохнём, а потом сделаем шаг назад и выдохнем. Но ещё раз повторю, вы должны сделать это все вместе и слушать друг-друга, чтоб у нас получился 1 вдох и 1 выдох. (Дети выполняют). А теперь давайте покажем как у нашего животного стучит сердце. Шаг вперёд «тук», шаг назад «тук». (Дети выполняют, слушая друг-друга).
(Педагоги играют в эту игру.)
Давайте представим, что мы артисты пантомимы. Вам нужно будет изобразить роль,.
Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись.
Представьте себя могучим дубом.
Я мыл посуду и случайно уронил чашку
Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец
Много снега — протопчем тропинку.
Моем посуду. Вытираем.
Мама с папой собираются в театр.
Как падает снежинка.
Как ходит тишина.
Как скачет солнечный зайчик.
Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
Едим щи, попалась вкусная косточка.
Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
Разводим костер : собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.
Лепим снежки.
Волк крадется за зайцем. Не поймал.
Поросенок в луже.
Бабочка порхает с цветка
на цветок.
Зуб болит.
Бабушка старенькая, хромает.
Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.
Я думаю, что все обдумали свои роли. Давайте встанем в круг, каждый выходит в центр, показывает с помощью пантомимы задание, а все остальные должны отгадать, что показал артист.
5. Все мы знаем, что дети очень любят фантазировать, воображать. Они не могут мыслить односторонне, банально как взрослые. Именно поэтому мы включаем в свою работу с детьми упражнения на развитие воображения.
Целью таких упражнений является развитие фантазии, творческой активности детей. Я хочу предложить вам такую игру:
«Шкатулка со сказками»
Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.
Ход игры:
Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».
Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.
Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»
Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:
-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?.
Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.
Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.
(Педагоги играют в эту игру.)
Я показала вам лишь только часть приёмов, которые можно использовать на своих занятиях по театрализованной и коммуникативной деятельности.
Спасибо за внимание