Антонина
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного круга и начинает устанавливать отношения с более широким миром взрослых людей и сверстников.
Темочки:
Ребенку хочется быть таким же как взрослый, участвовать вместе с ним в разных делах, но часто это невозможно, поскольку взрыв между тем, что ребенок хочет, и тем, что он реально может, крайне велик. Разрешения противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностями происходит в игре, где ребенок может стать кем угодно, попробовать себя в любой роли, в любой ситуации. В игре ребенок не просто отображает и копирует то, что видит вокруг. Он входит в положение доктора или воспитателя, ставит себя на его место. В процессе игры ребенок учится устанавливать контакт и строить взаимоотношения со сверстниками.
Для игры важны не только коммуникативные умения, но и умение играть : хорошо изобразить роль, вести сюжетную линию, интересно взаимодействовать с другими персонажами. Не маловажным является обогащение знаний детей. Можно завалить ребенка игрушками определенной тематики, но, если ребенок очень смутно представляет себе, что это такое, что там может происходить, - игры не возникает. Если же ребенок увлечен чем-то, то он будет играть в это даже при полном отсутствии соответствующих игрушек: нужные предметы и персонажей легко заменят камушки, палочки, пуговицы… Необходимо всемерно обогащать знания детей, их представления не только о предметном мире, но и – особенно! – о социальных взаимоотношениях в разных областях действительности. Такие знания ребенок может получить, прослушав рассказы из книг, посмотрев мультфильмы, фильмы, спектакли, из наблюдений. Чем шире круг этих знаний, тем более содержательно насыщенна игра ребенка, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных бытовых тем («дочки-матери», «гости», которые не выходят за рамки ближайшего окружения ребенка и не могут формировать перспектив его познавательного развития, любопытства, стремления узнать, попробовать и пр., необходимо постоянно обогащать представления детей о самых разных областях действительности.
Ведь зачем нужно учится, зачем нужно знание? – чтобы применять их в своей жизни и деятельности. И ребенок, используя полученные знания, глубже усваивает, понимает их. А умение обыгрывать многие жизненные ситуации нередко ведет к правильному их разрешению в жизни, к эмоциональной стабильности.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель – наблюдатель при необходимости руководство и помощник. Его задача – формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера в игре, согласованность действий. Прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательное направление.
Рассматривая сюжетно-ролевую игру в дошкольном возрасте не менее важна, её организация в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения все меньше в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности : просмотр ТВ, компьютерными играми и др. – что отражается на общем развитии дошкольника.
Взрослому нужно включаться в игру исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему.
В совместной игре родители будут содействовать тому, что ребенок сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно, особенно в младшем возрасте.
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.