Фирая Авзалова
«Свойства воды». Конспект открытого экологического занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый показ занятия в подготовительной группе по проблеме:
«Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте
Воспитатель I категории Авзалова Фирая Марсиловна
Программное содержание: познакомить детей с некоторыми свойствами воды с помощью опытов : вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лёд - твёрдая вода, пар-это тоже вода в газообразном виде, вода бывает тёплой и холодной. Познакомить с явлениями испарения. Подвести к пониманию что водоёмы - это сообщества растении и живой природы. Воспитывать у детей бережное отношение к водоёмам, рекам, озёрам и т. д.
Публикация «„Свойства воды“, Конспект открытого экологического занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Развивающая среда: стаканчики с водой и с соком, чайные ложки, термос с горячей водой, лёд в тарелке, стекло.
Предварительная работа: наблюдения в природе за снегом, льдом. Рассматривая иллюстрации рек, озер, морей. Рисование на тему «Плывёт кораблик», «Царевна – лебедь». Чтение произведений, беседа на тему «Кто живет в воде», «Что растёт в воде», «Вода вокруг нас».
Ход занятия:
В: Ребята, я вас сегодня приглашаю с помощью опытов выяснить, какой бывает вода (читаю сти-е Н. Рыжовой) :
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ни плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без неё нам не прожить!
Опыт №1
Вода прозрачная.
В: Ребята, перед вами два стаканчика:
Один -с водой, другой с соком. Если в оба стакана положить ложки, то в каком из стаканчиков они видны? А в каком нет?
Д: В воде
В: Почему?
Д: Вода прозрачная, а сок - нет
В: Ребята, подумайте, что было б, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Д: Нет, не могут
В: Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах, не могут жить растения и водоросли. Не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоёмы, рек, озера отходами, мусором и т. д.
Вывод детей : Вода прозрачная.
Опыт №2
У воды нет вкуса.
В: Ребята попробуйте воду. Какая она на вкус?
Д: Нет вкуса.
В: Но почему то, когда человек хочет пить, и с удовольствием пьёт воду, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Вода холодная, спасёт от жажды. А вот теперь попробуйте сок. Какой он по вкусу?
Д: Сладкий, вкусный.
В: А вот, морская вода содержит много соли, у неё солёный вкус, её нельзя пить, а применять её в лечебных целях.
Опыт №3
У воды нет запаха.
В: Дети понюхайте воду. Чем она пахнет?
Д: Совсем не пахнет.
В: Вода не имеет запаха, если она чистая.
Но, вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её отчищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Опыт №4
Лёд – твёрдая вода.
В: Попробуйте отгадать мою загадку. Зимой в реках и озерах она твёрда, летом жидкая, в облаке газообразная?
Д: Вода.
В: Принести сосульку в помещение перед занятием и положить в тарелку.
В: Откуда появилась вода в тарелку, как вы думаете?
Д: Лёд растаял, потому что его принести в тёплую комнату.
В: Вывод: лёд, снег – это тоже вода, но в твёрдом виде.
Физминутка:
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно: вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все как один, Плывём, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опыт №5
Пар – это тоже вода.
Перед детьми открывают термос с кипятком, откуда выходит пар.
В: Я вскипятила воду в чайнике и перелила в термос.
Д: Горячая.
В: Откуда берется пар?
Д: Я думаю, что это вода.
В: Давайте проверим ваши версии. У меня стекло. Потрогайте, какое оно?
Д: Холодное. Теперь холодное стекло помешаю над горячим паром.
В: Холодное, гладкое, прозрачное, как льдинка. А Что происходит?
Д: Мы видим, как стекло покрылось паром, а потом появились капельки воды, их становится все больше, они капают.
В: Что заставило воду превратиться в пар?
Д: Тепло. Вода сильно нагрелась и превратилась в пар.
В: Здесь всё понятно. Мы нагрели воде, помог нам огонь. А куда исчезает вода после дождя летом? Может кто -то догадается, кто помогает воде в лужах превратиться в пар?
Д: Солнышко.
В: Летом после дождя, вы видели наверное, как пар поднимается от влажной земли, луж к небу. Знаете ли вы, откуда берутся облака?
Д: Мы думаем, что это много капелек воды, которые поднялись в небо.
В: А почему идёт дождь?
Давайте вспомним, стекло было холодным, значит, какая температура должна быть, чтобы пошёл дождь?
Д: Холодной (чем пар)
В: Что же такое пар? Да, это вода в газообразном состоянии. Пар – лёгкий, горячий, может летать, его нельзя удержать в сосуде.
И так пар – это тоже вода в газообразном виде.
Опыт №6
Вода бывает тёплой, холодной
Предлагаю детям стаканчики с водой разной температуры, подхожу к нескольким детям.
В: Попробуйте пальчиком воду и определите, в каком стаканчике самая холодная вода, а в каком – самая тёплая?
Ребята, вот в реках и озёрах, морях тоже бывает вода разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в тёплой воде, другие только в холодной. Дети, представьте себя рыбами, то какую бы воду выбрали – тёплую или холодную?
Д: Тёплую.
В: Правильно, если бы выбрали холодную, вы бы многие могли заболеть и там не было бы пищи. Значит, где больше разных растений и животных в тёплых или холодных морях?
Д: В тёплых.
В: В холодных морях живет меньше разных растений и животных. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходить из – под земли на поверхность. Это гейзеры. Может ли кто-то жить в горячей воде?
Д: …
В: Жильцов очень мало, но они есть, например виды водорослей.
Ребята, мы сегодня с вами познакомились с некоторыми свойствами воды. И так жидкая вода необходима людям, животных и растения для питья, газообразная – помогает распределить влагу на земле, твёрда – сохраняет запасы воды, сохраняет живую природу: под снегом тепло растениям и животным, подо льдом не замерзают водные обитатели.