МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр»

Кристина Раскатова
Консультация для педагогов «Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр»

«Игра – это наслаждение, связанное с проявлением избытка жизненных сил, которые ищут себе выход в вымышленных деятельностях» Г. Спенсер

Мы знаем, что для детей основной вид деятельности – игра. Даже в самом юном возрасте, играя, дети приобретают самостоятельность и навыки общения с ровесниками. По мере взросления детей игры должны приобретать сложность и направленность на реализацию той или иной цели: социальное, общее умственное и физическое развитие, становление личностных качеств, приобретение активной жизненной позиции.

Темочки:

Существуют различные виды игр :

• творческие (организовываются детьми самостоятельно);

• дидактические (инициируются взрослыми и имеют свод готовых правил);

• народные (игры, пришедшие из народной культуры)

Творческие игры – очень обширная и разнообразная группа. Правила, ход и цель игры определяются самими детьми, и зачастую подражают повседневности и быту. Эти игры имеют огромное значение для развития детского сознания и становления, как личности. Дети подражают взрослым, родителям, любимым персонажам мультиков, сказок, верят в свою игру, искренне испытывая все эмоции от радости до тревоги и печали. Прожитые через игру эмоции и ощущения расширяют репертуар эмоционального реагирования ребенка - испытав их "понарошку" в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной" жизни.

Творческие игры делятся на несколько подгрупп:

1. Сюжетно-ролевые игры;

2. Театрализованная деятельность;

3. Конструкторские.

Сюжетно – ролевые игры – это первые социальные игры во «что-то» и «кого-то». Такие игры – настоящий простор для детской фантазии. Стоит только пожелать, и стул становиться машиной или парусником, а бумажки или листья превратятся в деньги. Ролевая игра – способ овладения смыслами и обогащения эмоционального диапазона ребенка. Такие игры знакомят малыша с тремя очень важными видами человеческого общения – ролевого, делового и дружеского. Благодаря таким играм ребенок увереннее чувствует себя в реальных ситуациях ролевого взаимодействия.

Деловое общение – это способность договариваться с другими людьми, разрешать конфликты, находить компромиссы и выход из сложных социальных ситуаций. В ходе игр дети договариваются о сути игры, кто кем будет играть и т. д. Чем сложнее игра, тем больше в ней противоречивых задач, которые дети должны совместно решить. Играя в магазин, школу и врача, ребенок познает различные стороны окружающей его жизни, учится находить общий язык, общаться со сверстниками, заводить дружеские отношения, самостоятельно решать конфликты и искать компромиссы.

Детская театральная деятельность представляет собой воплощение в игре эмоций и впечатлений от увиденного театрального искусства. Такие игры делятся на 2 подгруппы: режиссерские игры и игры-драматизации. В режиссерских играх дети принимают на себя роли режиссеров, актеров, сценаристов, заранее обсуждая, кто что будет делать. Также есть игровой формат, в котором актерами являются куклы, а ребенок выступает в роли режиссера и актера озвучки.

Игры – драматизации – это настоящие мини-театральные представления, основанные на сюжетах, например, литературных произведений.

Эта игра более сложная, так как детям предстоит следовать четкому плану, помнить очередность текста и соответствовать образу своего персонажа. Такие игры благоприятно сказываются на развитии координации, грамотности и выразительности речи, способности сопереживать герою.

Для воплощения образа своего героя, малышу нужно проявить фантазию и сочетать в игре речь, мимику, движения, что хорошо сказывается на общем развитии ребенка.

Ещё один вид игр – конструкторские. Они учат детей разным видам строительства, предоставляя им широчайший простор для творчества. В конструкторских играх подкрепляется интерес детей к различным материалам, их свойствам, прививаются конструкторские умения. Для игр используют разные виды конструкторов. Все это направлено на развитие фантазии и взаимоотношений между детьми.

Игры с правилами позволят планировать образовательную деятельность, поскольку благодаря таким играм у дошкольников происходит процесс формирования определённых привычек. По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры направлены в основном на развитие умственных способностей детей, они состоят из заданий и упражнений, в которых и заключается смысл игры. Они также оказывают благоприятное действие на развитие внимания и логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых игровая деятельность приобретает стихийный характер.

В играх с предметами применяются игрушки и различные предметы. Главная цель таких игр - познакомить детей со свойствами и признаками предметов: цветом, размером, формой. В играх с предметами дети решают задачи на сравнение, последовательность, группировку по определенному признаку,

Настольно-печатные игры – увлекательное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Широк и спектр педагогических задач, которые решаются с помощью таких игр.

Словесные игры строятся на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся углублять свои знания о предметах на основе существующих представлений о них, поскольку в этих играх необходимо использовать ранее полученные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти виды игр направлены на развитие речи, воспитание правильного произношения звуков, пополнение и закрепление словарного запаса, развитие понимания и ориентации в пространстве. Они имеют огромное значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся выражать суждения и выводы, сделанные самостоятельно, не опираясь на представления других, а так же замечать логические ошибки.

Подвижные игры имеют значимую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста, так как они способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность ребенка в движении и пополняют его двигательный опыт. Предлагаются игры бывают различных видов: бег, прыжки, смена строя, ловля, метание, лазание.

Народные игры - это игры, которые пришли в нашу жизнь от старшего поколения, которое передавало их своим детям и внукам на протяжении сотен лет. Это неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, благодаря которой дети могут приобщиться к общечеловеческим ценностям. Народные игры отражают жизнь народа, его уклад, традиции, воспитывают честь и мужество.

Подводя итог вышесказанному, опираясь на слова педагога и прогрессивного общественного деятеля П. Ф. Лесгафта, можно сказать, что игра - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру дети открывают для себя красоту окружающего мира, учатся общаться друг с другом и в обществе.

Ребенок живет игрой, сам того не замечая, и задача педагога - поддержать инициативу ребенка, стать ведущим и связующим звеном в цепочке ребенок - игра, тактично поддержать руководство, чтобы обогатить игровой опыт детей.

Список используемой литературы:

1 Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2017.- 288с.

3. Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2022. - № 3. - С. 102-109.

4. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : из опыта работы / М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 2021. - 112 с.

5. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 232 с.

6. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2020. - 283 с.

7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2020. - С. 62-76.

«Игра – это наслаждение, связанное с проявлением избытка жизненных сил, которые ищут себе выход в вымышленных деятельностях» Г. Спенсер

Мы знаем, что для детей основной вид деятельности – игра. Даже в самом юном возрасте, играя, дети приобретают самостоятельность и навыки общения с ровесниками. По мере взросления детей игры должны приобретать сложность и направленность на реализацию той или иной цели: социальное, общее умственное и физическое развитие, становление личностных качеств, приобретение активной жизненной позиции.

Существуют различные виды игр :

• творческие (организовываются детьми самостоятельно);

• дидактические (инициируются взрослыми и имеют свод готовых правил);

• народные (игры, пришедшие из народной культуры)

Творческие игры – очень обширная и разнообразная группа. Правила, ход и цель игры определяются самими детьми, и зачастую подражают повседневности и быту. Эти игры имеют огромное значение для развития детского сознания и становления, как личности. Дети подражают взрослым, родителям, любимым персонажам мультиков, сказок, верят в свою игру, искренне испытывая все эмоции от радости до тревоги и печали. Прожитые через игру эмоции и ощущения расширяют репертуар эмоционального реагирования ребенка - испытав их "понарошку" в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной" жизни.

Творческие игры делятся на несколько подгрупп:

1. Сюжетно-ролевые игры;

2. Театрализованная деятельность;

3. Конструкторские.

Сюжетно – ролевые игры – это первые социальные игры во «что-то» и «кого-то». Такие игры – настоящий простор для детской фантазии. Стоит только пожелать, и стул становиться машиной или парусником, а бумажки или листья превратятся в деньги. Ролевая игра – способ овладения смыслами и обогащения эмоционального диапазона ребенка. Такие игры знакомят малыша с тремя очень важными видами человеческого общения – ролевого, делового и дружеского. Благодаря таким играм ребенок увереннее чувствует себя в реальных ситуациях ролевого взаимодействия.

Деловое общение – это способность договариваться с другими людьми, разрешать конфликты, находить компромиссы и выход из сложных социальных ситуаций. В ходе игр дети договариваются о сути игры, кто кем будет играть и т. д. Чем сложнее игра, тем больше в ней противоречивых задач, которые дети должны совместно решить. Играя в магазин, школу и врача, ребенок познает различные стороны окружающей его жизни, учится находить общий язык, общаться со сверстниками, заводить дружеские отношения, самостоятельно решать конфликты и искать компромиссы.

Детская театральная деятельность представляет собой воплощение в игре эмоций и впечатлений от увиденного театрального искусства. Такие игры делятся на 2 подгруппы: режиссерские игры и игры-драматизации. В режиссерских играх дети принимают на себя роли режиссеров, актеров, сценаристов, заранее обсуждая, кто что будет делать. Также есть игровой формат, в котором актерами являются куклы, а ребенок выступает в роли режиссера и актера озвучки.

Игры – драматизации – это настоящие мини-театральные представления, основанные на сюжетах, например, литературных произведений.

Эта игра более сложная, так как детям предстоит следовать четкому плану, помнить очередность текста и соответствовать образу своего персонажа. Такие игры благоприятно сказываются на развитии координации, грамотности и выразительности речи, способности сопереживать герою.

Для воплощения образа своего героя, малышу нужно проявить фантазию и сочетать в игре речь, мимику, движения, что хорошо сказывается на общем развитии ребенка.

Ещё один вид игр – конструкторские. Они учат детей разным видам строительства, предоставляя им широчайший простор для творчества. В конструкторских играх подкрепляется интерес детей к различным материалам, их свойствам, прививаются конструкторские умения. Для игр используют разные виды конструкторов. Все это направлено на развитие фантазии и взаимоотношений между детьми.

Игры с правилами позволят планировать образовательную деятельность, поскольку благодаря таким играм у дошкольников происходит процесс формирования определённых привычек. По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры направлены в основном на развитие умственных способностей детей, они состоят из заданий и упражнений, в которых и заключается смысл игры. Они также оказывают благоприятное действие на развитие внимания и логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых игровая деятельность приобретает стихийный характер.

В играх с предметами применяются игрушки и различные предметы. Главная цель таких игр - познакомить детей со свойствами и признаками предметов: цветом, размером, формой. В играх с предметами дети решают задачи на сравнение, последовательность, группировку по определенному признаку,

Настольно-печатные игры – увлекательное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Широк и спектр педагогических задач, которые решаются с помощью таких игр.

Словесные игры строятся на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся углублять свои знания о предметах на основе существующих представлений о них, поскольку в этих играх необходимо использовать ранее полученные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти виды игр направлены на развитие речи, воспитание правильного произношения звуков, пополнение и закрепление словарного запаса, развитие понимания и ориентации в пространстве. Они имеют огромное значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся выражать суждения и выводы, сделанные самостоятельно, не опираясь на представления других, а так же замечать логические ошибки.

Подвижные игры имеют значимую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста, так как они способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность ребенка в движении и пополняют его двигательный опыт. Предлагаются игры бывают различных видов: бег, прыжки, смена строя, ловля, метание, лазание.

Народные игры - это игры, которые пришли в нашу жизнь от старшего поколения, которое передавало их своим детям и внукам на протяжении сотен лет. Это неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, благодаря которой дети могут приобщиться к общечеловеческим ценностям. Народные игры отражают жизнь народа, его уклад, традиции, воспитывают честь и мужество.

Подводя итог вышесказанному, опираясь на слова педагога и прогрессивного общественного деятеля П. Ф. Лесгафта, можно сказать, что игра - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру дети открывают для себя красоту окружающего мира, учатся общаться друг с другом и в обществе.

Ребенок живет игрой, сам того не замечая, и задача педагога - поддержать инициативу ребенка, стать ведущим и связующим звеном в цепочке ребенок - игра, тактично поддержать руководство, чтобы обогатить игровой опыт детей.

Список используемой литературы:

1 Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2017.- 288с.

3. Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2022. - № 3. - С. 102-109.

4. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : из опыта работы / М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 2021. - 112 с.

5. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 232 с.

6. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2020. - 283 с.

7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2020. - С. 62-76.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Консультация для педагогов «Конструктивно-строительные игры дошкольников»Консультация для педагогов «Конструктивно-строительные игры дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр»
Опубликовано: 15 октября 2023 в 09:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Раскатова (УИ 195181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД