Кристина Раскатова
Консультация для педагогов «Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр»
«Игра – это наслаждение, связанное с проявлением избытка жизненных сил, которые ищут себе выход в вымышленных деятельностях» Г. Спенсер
Мы знаем, что для детей основной вид деятельности – игра. Даже в самом юном возрасте, играя, дети приобретают самостоятельность и навыки общения с ровесниками. По мере взросления детей игры должны приобретать сложность и направленность на реализацию той или иной цели: социальное, общее умственное и физическое развитие, становление личностных качеств, приобретение активной жизненной позиции.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Существуют различные виды игр :
• творческие (организовываются детьми самостоятельно);
• дидактические (инициируются взрослыми и имеют свод готовых правил);
• народные (игры, пришедшие из народной культуры)
Творческие игры – очень обширная и разнообразная группа. Правила, ход и цель игры определяются самими детьми, и зачастую подражают повседневности и быту. Эти игры имеют огромное значение для развития детского сознания и становления, как личности. Дети подражают взрослым, родителям, любимым персонажам мультиков, сказок, верят в свою игру, искренне испытывая все эмоции от радости до тревоги и печали. Прожитые через игру эмоции и ощущения расширяют репертуар эмоционального реагирования ребенка - испытав их "понарошку" в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной" жизни.
Творческие игры делятся на несколько подгрупп:
1. Сюжетно-ролевые игры;
2. Театрализованная деятельность;
3. Конструкторские.
Сюжетно – ролевые игры – это первые социальные игры во «что-то» и «кого-то». Такие игры – настоящий простор для детской фантазии. Стоит только пожелать, и стул становиться машиной или парусником, а бумажки или листья превратятся в деньги. Ролевая игра – способ овладения смыслами и обогащения эмоционального диапазона ребенка. Такие игры знакомят малыша с тремя очень важными видами человеческого общения – ролевого, делового и дружеского. Благодаря таким играм ребенок увереннее чувствует себя в реальных ситуациях ролевого взаимодействия.
Деловое общение – это способность договариваться с другими людьми, разрешать конфликты, находить компромиссы и выход из сложных социальных ситуаций. В ходе игр дети договариваются о сути игры, кто кем будет играть и т. д. Чем сложнее игра, тем больше в ней противоречивых задач, которые дети должны совместно решить. Играя в магазин, школу и врача, ребенок познает различные стороны окружающей его жизни, учится находить общий язык, общаться со сверстниками, заводить дружеские отношения, самостоятельно решать конфликты и искать компромиссы.
Детская театральная деятельность представляет собой воплощение в игре эмоций и впечатлений от увиденного театрального искусства. Такие игры делятся на 2 подгруппы: режиссерские игры и игры-драматизации. В режиссерских играх дети принимают на себя роли режиссеров, актеров, сценаристов, заранее обсуждая, кто что будет делать. Также есть игровой формат, в котором актерами являются куклы, а ребенок выступает в роли режиссера и актера озвучки.
Игры – драматизации – это настоящие мини-театральные представления, основанные на сюжетах, например, литературных произведений.
Эта игра более сложная, так как детям предстоит следовать четкому плану, помнить очередность текста и соответствовать образу своего персонажа. Такие игры благоприятно сказываются на развитии координации, грамотности и выразительности речи, способности сопереживать герою.
Для воплощения образа своего героя, малышу нужно проявить фантазию и сочетать в игре речь, мимику, движения, что хорошо сказывается на общем развитии ребенка.
Ещё один вид игр – конструкторские. Они учат детей разным видам строительства, предоставляя им широчайший простор для творчества. В конструкторских играх подкрепляется интерес детей к различным материалам, их свойствам, прививаются конструкторские умения. Для игр используют разные виды конструкторов. Все это направлено на развитие фантазии и взаимоотношений между детьми.
Игры с правилами позволят планировать образовательную деятельность, поскольку благодаря таким играм у дошкольников происходит процесс формирования определённых привычек. По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры направлены в основном на развитие умственных способностей детей, они состоят из заданий и упражнений, в которых и заключается смысл игры. Они также оказывают благоприятное действие на развитие внимания и логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых игровая деятельность приобретает стихийный характер.
В играх с предметами применяются игрушки и различные предметы. Главная цель таких игр - познакомить детей со свойствами и признаками предметов: цветом, размером, формой. В играх с предметами дети решают задачи на сравнение, последовательность, группировку по определенному признаку,
Настольно-печатные игры – увлекательное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Широк и спектр педагогических задач, которые решаются с помощью таких игр.
Словесные игры строятся на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся углублять свои знания о предметах на основе существующих представлений о них, поскольку в этих играх необходимо использовать ранее полученные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти виды игр направлены на развитие речи, воспитание правильного произношения звуков, пополнение и закрепление словарного запаса, развитие понимания и ориентации в пространстве. Они имеют огромное значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся выражать суждения и выводы, сделанные самостоятельно, не опираясь на представления других, а так же замечать логические ошибки.
Подвижные игры имеют значимую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста, так как они способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность ребенка в движении и пополняют его двигательный опыт. Предлагаются игры бывают различных видов: бег, прыжки, смена строя, ловля, метание, лазание.
Народные игры - это игры, которые пришли в нашу жизнь от старшего поколения, которое передавало их своим детям и внукам на протяжении сотен лет. Это неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, благодаря которой дети могут приобщиться к общечеловеческим ценностям. Народные игры отражают жизнь народа, его уклад, традиции, воспитывают честь и мужество.
Подводя итог вышесказанному, опираясь на слова педагога и прогрессивного общественного деятеля П. Ф. Лесгафта, можно сказать, что игра - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру дети открывают для себя красоту окружающего мира, учатся общаться друг с другом и в обществе.
Ребенок живет игрой, сам того не замечая, и задача педагога - поддержать инициативу ребенка, стать ведущим и связующим звеном в цепочке ребенок - игра, тактично поддержать руководство, чтобы обогатить игровой опыт детей.
Список используемой литературы:
1 Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2017.- 288с.
3. Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2022. - № 3. - С. 102-109.
4. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : из опыта работы / М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 2021. - 112 с.
5. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
6. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2020. - 283 с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2020. - С. 62-76.
«Игра – это наслаждение, связанное с проявлением избытка жизненных сил, которые ищут себе выход в вымышленных деятельностях» Г. Спенсер
Мы знаем, что для детей основной вид деятельности – игра. Даже в самом юном возрасте, играя, дети приобретают самостоятельность и навыки общения с ровесниками. По мере взросления детей игры должны приобретать сложность и направленность на реализацию той или иной цели: социальное, общее умственное и физическое развитие, становление личностных качеств, приобретение активной жизненной позиции.
Существуют различные виды игр :
• творческие (организовываются детьми самостоятельно);
• дидактические (инициируются взрослыми и имеют свод готовых правил);
• народные (игры, пришедшие из народной культуры)
Творческие игры – очень обширная и разнообразная группа. Правила, ход и цель игры определяются самими детьми, и зачастую подражают повседневности и быту. Эти игры имеют огромное значение для развития детского сознания и становления, как личности. Дети подражают взрослым, родителям, любимым персонажам мультиков, сказок, верят в свою игру, искренне испытывая все эмоции от радости до тревоги и печали. Прожитые через игру эмоции и ощущения расширяют репертуар эмоционального реагирования ребенка - испытав их "понарошку" в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной" жизни.
Творческие игры делятся на несколько подгрупп:
1. Сюжетно-ролевые игры;
2. Театрализованная деятельность;
3. Конструкторские.
Сюжетно – ролевые игры – это первые социальные игры во «что-то» и «кого-то». Такие игры – настоящий простор для детской фантазии. Стоит только пожелать, и стул становиться машиной или парусником, а бумажки или листья превратятся в деньги. Ролевая игра – способ овладения смыслами и обогащения эмоционального диапазона ребенка. Такие игры знакомят малыша с тремя очень важными видами человеческого общения – ролевого, делового и дружеского. Благодаря таким играм ребенок увереннее чувствует себя в реальных ситуациях ролевого взаимодействия.
Деловое общение – это способность договариваться с другими людьми, разрешать конфликты, находить компромиссы и выход из сложных социальных ситуаций. В ходе игр дети договариваются о сути игры, кто кем будет играть и т. д. Чем сложнее игра, тем больше в ней противоречивых задач, которые дети должны совместно решить. Играя в магазин, школу и врача, ребенок познает различные стороны окружающей его жизни, учится находить общий язык, общаться со сверстниками, заводить дружеские отношения, самостоятельно решать конфликты и искать компромиссы.
Детская театральная деятельность представляет собой воплощение в игре эмоций и впечатлений от увиденного театрального искусства. Такие игры делятся на 2 подгруппы: режиссерские игры и игры-драматизации. В режиссерских играх дети принимают на себя роли режиссеров, актеров, сценаристов, заранее обсуждая, кто что будет делать. Также есть игровой формат, в котором актерами являются куклы, а ребенок выступает в роли режиссера и актера озвучки.
Игры – драматизации – это настоящие мини-театральные представления, основанные на сюжетах, например, литературных произведений.
Эта игра более сложная, так как детям предстоит следовать четкому плану, помнить очередность текста и соответствовать образу своего персонажа. Такие игры благоприятно сказываются на развитии координации, грамотности и выразительности речи, способности сопереживать герою.
Для воплощения образа своего героя, малышу нужно проявить фантазию и сочетать в игре речь, мимику, движения, что хорошо сказывается на общем развитии ребенка.
Ещё один вид игр – конструкторские. Они учат детей разным видам строительства, предоставляя им широчайший простор для творчества. В конструкторских играх подкрепляется интерес детей к различным материалам, их свойствам, прививаются конструкторские умения. Для игр используют разные виды конструкторов. Все это направлено на развитие фантазии и взаимоотношений между детьми.
Игры с правилами позволят планировать образовательную деятельность, поскольку благодаря таким играм у дошкольников происходит процесс формирования определённых привычек. По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры направлены в основном на развитие умственных способностей детей, они состоят из заданий и упражнений, в которых и заключается смысл игры. Они также оказывают благоприятное действие на развитие внимания и логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых игровая деятельность приобретает стихийный характер.
В играх с предметами применяются игрушки и различные предметы. Главная цель таких игр - познакомить детей со свойствами и признаками предметов: цветом, размером, формой. В играх с предметами дети решают задачи на сравнение, последовательность, группировку по определенному признаку,
Настольно-печатные игры – увлекательное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Широк и спектр педагогических задач, которые решаются с помощью таких игр.
Словесные игры строятся на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся углублять свои знания о предметах на основе существующих представлений о них, поскольку в этих играх необходимо использовать ранее полученные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти виды игр направлены на развитие речи, воспитание правильного произношения звуков, пополнение и закрепление словарного запаса, развитие понимания и ориентации в пространстве. Они имеют огромное значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся выражать суждения и выводы, сделанные самостоятельно, не опираясь на представления других, а так же замечать логические ошибки.
Подвижные игры имеют значимую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста, так как они способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность ребенка в движении и пополняют его двигательный опыт. Предлагаются игры бывают различных видов: бег, прыжки, смена строя, ловля, метание, лазание.
Народные игры - это игры, которые пришли в нашу жизнь от старшего поколения, которое передавало их своим детям и внукам на протяжении сотен лет. Это неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, благодаря которой дети могут приобщиться к общечеловеческим ценностям. Народные игры отражают жизнь народа, его уклад, традиции, воспитывают честь и мужество.
Подводя итог вышесказанному, опираясь на слова педагога и прогрессивного общественного деятеля П. Ф. Лесгафта, можно сказать, что игра - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру дети открывают для себя красоту окружающего мира, учатся общаться друг с другом и в обществе.
Ребенок живет игрой, сам того не замечая, и задача педагога - поддержать инициативу ребенка, стать ведущим и связующим звеном в цепочке ребенок - игра, тактично поддержать руководство, чтобы обогатить игровой опыт детей.
Список используемой литературы:
1 Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2017.- 288с.
3. Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2022. - № 3. - С. 102-109.
4. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : из опыта работы / М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 2021. - 112 с.
5. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
6. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2020. - 283 с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2020. - С. 62-76.