Людмила Буховец
Роль духовно-нравственного воспитания в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление мне бы хотелось начать с высказывания Д. С. Лихачё ва:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Дошкольное детство - важный период в становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Его чувства - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства чувства чаще становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Дошкольник постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребёнком. Эталоны выступают в качестве взаимосвязи добра и зла.
Публикация «Роль духовно-нравственного воспитания в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Нравственное развитие зависит от того, насколько развита у ребенка способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст - возраст формирования основ личности. Для того чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своём маленьком деле, видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания является нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. В процессе разносторонней деятельности зарождается основа гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- расширение представлений о городах России;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Актуальность этих задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».
В своей работе я основываюсь на следующих принципах:
• принцип личностно-ориентированного общения;
• принцип тематического планирования материала;
• принцип наглядности
• принцип последовательности;
• принцип занимательности;
• принцип деятельности;
• принцип интеграции содержания образования;
• принцип патриотической направленности;
• принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
• принцип сотрудничества детского сада и семьи.
Методы:
- Целевые экскурсии.
- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.
- Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.
Беседы с детьми о родном селе Тишанка, о Таловой, о России.
-Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самый сильнодействующий фактор воспитания.
Формы работы :
- Наблюдения.
- Организация экскурсий и целевых прогулок.
- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).
- Проектная деятельность.
- Моделирование и решение проблемных ситуаций.
- Придумывание сказок, историй и их театрализация.
- Трудовая деятельность.
Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы,
кви).
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Чтение.
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.
- Игровая деятельность.
Воспитание гуманной, духовно — нравственной, патриотической личности в системе как на занятиях, так и в свободной деятельности формирует такие качества у ребенка:
• Милосердие
• Доброта
• Любовь
• Коммуникабельность
• Терпимость
• Чувство меры
• Отзывчивость
• Справедливость
• Ответственность
Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. Семья и детский сад — два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.
В. А. Сухомлинский писал: «Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Семья является одним из наиболее важных аспектов жизни человека, и в равной степени одним из наиболее важных факторов в определении того, как ребенок становится взрослым.
Родители — первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна. Ребенок впервые открывает Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как труд, долг, честь, Родина. Формирование чувства любви и привязанности к родному дому — это первая ступень духовно- нравственного воспитания.
Мы осуществляем тесное взаимодействие с родителями наших воспитанников в воспитании детей, обеспечиваем открытость дошкольного образования, создаем условия, в которых родители активно принимают участие в образовательной деятельности. Воспитываем и обучаем не только детей, но и их мам, пап, бабушек и дедушек. Опыт нашей группы показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду.
Совместная работа у нас строится по принципу: «Семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга».
Родители помогают нам в оформлении различных выставок, участвуют в конкурсах рисунков, поделок. Начиная с первых дней посещения нашей группы, мы привлекаем родителей к образовательному процессу: проводим консультации, родительские собрания, открытые занятия, родители активные участники, всех выставок, праздников и утренников.
Но опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».
Я считаю, что проект — это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития д е т с к о - р о д и т е л ь с к и х о т н о ш е н и й. Ведь мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Привлечение семьи к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Так, в нашей группе есть двое детей из не полных семей. И когда затрагивалась тема пап, эти дети сначала это воспринимали с грустью. Оказалось,что они не знали, как зовут их отцов, где они, какое у них имя отчество. Я объясняла детям, что семьи бывают как большие, так и маленькие. Пришлось очень аккуратно и тактично беседовать с их мамами, чтобы они смогли детям объяснить, что у них тоже есть папы, и, конечно же, у этих детей есть не только имя, но и отчество. Позже дети могли спокойно отвечать на вопросы и участвовать в обсуждении.
Проект в нашей группе был краткосрочный, проходил в ноябре месяце, он так и назывался «Моя семья».
Сначала мною была изучена проблема и составлен план проекта.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
«Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье».
Цель: формировать нравственные основы личности ребенка, обогатить представления детей о семье, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, обязанностях членов семьи, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, учить проявлять заботу о родных людях.
3. Развивать коммуникативные навыки детей.
4. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.
5. Укреплять детско-родительские отношения. Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.
Продолжительность проекта:
2 недели
Предполагаемый результат:
• дети знают о жизни своей семьи, увлечениях членов своей семьи, о родственниках и могут назвать их по имени и отчеству; знают имя и отчество своих родителей, и их профессии; умеют рассказывать о семье и традициях и разбираются в родственных связях;
• при выполнении творческих заданий родители и дети проявляют творчество, активность
• дети знают о важности и ценности семьи и проявляют заботу о близких людях.
Формы и методы реализации проекта
игровая, познавательная, продуктивная, экспериментальная деятельность, работа с родителями.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Работа шла по трём направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.
Вся работа по проекту осуществлялась вне посредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни (НОД, беседы, составление рассказов, дидактические игры, выставки рисунков и газет, игровая деятельность, опыты, индивидуальная работа, практическая деятельность).
Мотивационныи этап
Цель мотивационного этапа: выявление уровня знаний детей о семье, и принятие решения к осуществлению проекта.
Информационныи этап
Работа с детьми
Проведение информационных форм совместной деятельности с детьми по проекту.
Работа с детьми:
Беседы на тему: «Моя семья», «На кого ты хочешь быть похож»; «Моя мама - лучшая на свете».
Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее»;, В. Д р а г у н с к о г о «М о я с е с т р а К с е н и я», К. У ш и н с к о г о
«Косточка», стихотворений: Я. Акима «Моя родня», Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой»., «Дружная семейка» Загадывание загадок о семье.
Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Назови профессии»,
«Кому, что нужно?», «Угадай, кого нет», «Что кому подарить?»
Словесные игры: «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?» ,
«Кто кому приходится», «Собери добрые слова», «Назови ласково»,
«Корзинка добрых дел», «Радость - или огорчение?», «Узнай по имени- отчеству», «Как зовут твоих родных», «Позови бабушку».
Сюжетно - ролевые игры- «Семья», «Дочки-матери», «Больница», «Магазин». Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Физкультминутка «Семья».
Слушание музыки и песен о маме и папе, разучивание песни о семье. Работа с родителями:
Выставка «Герб нашей семьи».
Выставка рисунков и фотографий «Моя счастливая семья». Изготовление книжки-малышки «Моя семья».
Консультация для родителей «Что такое семейный герб?» Индивидуальные семейные консультации.
III этап -заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Открытый показ НОД для педагогов ДОУ «Моя семья»
• Доклад на педсовете из опыта работы по реализации проекта «Моя семья»
В результате проекта и подготовки к открытому НОД была придумана игра «Угадай, кого нет», составлена игр «Кому что подарить в интерактивном формате», а также идея включение в занятие видеороликов, снятых родителями в домашней обстановке, что заметно оживило детей.
Заключение: воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца. Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю. Я предполагаю, что за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей повысился, укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаём и осваиваем новое в одной команде «Воспитатели — дети — родители», а то, что родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
И напоследок хочу рассказать притчу о воспитании
Притча «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя : в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод. Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Духовно—нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
А. С. Макаренко