Соня Гургеновна Чопурян
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 305 комбинированного вида" Советского района г. Казани - Чопурян Соня Гургеновна.
Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития) часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Используя на любом занятии с ребёнком дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой на освоение программного материала, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.
Актуальность:
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6 лет, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находится в стадии интенсивного развития.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, а также отмечается недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность, так как дети вынуждены добирать воздух. Часто эти дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом и судорожно, с захлёбыванием.
Цель:
Развитие правильного функционирования физиологического дыхания.
Задачи:
1. формировать представление правильного речевого дыхания;
2. укреплять мышцы лица и грудной клетки;
3. профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
4. повышать умственную работоспособность детей;
5. нормализовать звукопроизношение и просодические компоненты речи;
Игры с тренажерами укрепляют дыхательные мышцы, стимулируют работу верхних дыхательных путей и носоглотки, обеспечивают вентиляцию легких.
Тренажер
«снежная метель»
Цель: развитие силы органов дыхания.
Ход игры: ребенку предлагается устроить настоящую снежную метель, стоит лишь только подуть в коктейльную трубочку, которая расположена в пластиковой капсуле, как метель начинается.
Тренажер «Сказочная рамка»
Цель тренажера: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ход игры: суть игры заключается, чтобы ребенок смог раздуть муку с картинок, путем легкого выдоха воздуха изо рта, и назвать героев с картинок, что способствует развитию речи. Через нос сделать вдох, а через рот непрерывный выдох.
Тренажер «Снежинки»
Цель тренажера: тренировка дыхательной системы. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения. Снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: суть игры заключается в том, чтобы ребенок смог устроить снегопад. Нужно лишь подуть на снежинки, как они закружат в вальсе. Через нос сделать вдох, а через рот плавный свободный выдох.
Тренажер «Забей гол»
Цель тренажера: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: играют двое, дуют через коктейльную трубочку на мяч, пытаясь тем самым забить гол в ворота.
Тренажер «Сдуй вертушку»
Цель тренажера: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Ход игры: Задача ребенка – сдувать бумажную вертушку.
«Игра со свистульками»
Цель игры: научить ребенка играть на деревозвучных, керамикозвучных и других инструментах; стимулировать развитие дыхательных путей, легких; снимать психическое напряжение.