Получи документы

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Соня Гургеновна Чопурян
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 305 комбинированного вида" Советского района г. Казани - Чопурян Соня Гургеновна.

Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития) часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы.

Используя на любом занятии с ребёнком дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой на освоение программного материала, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.

Актуальность:

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6 лет, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находится в стадии интенсивного развития.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, а также отмечается недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность, так как дети вынуждены добирать воздух. Часто эти дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом и судорожно, с захлёбыванием.

Цель:

Развитие правильного функционирования физиологического дыхания.

Задачи:

1. формировать представление правильного речевого дыхания;

2. укреплять мышцы лица и грудной клетки;

3. профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

4. повышать умственную работоспособность детей;

5. нормализовать звукопроизношение и просодические компоненты речи;

Игры с тренажерами укрепляют дыхательные мышцы, стимулируют работу верхних дыхательных путей и носоглотки, обеспечивают вентиляцию легких.

Тренажер

«снежная метель»

Цель: развитие силы органов дыхания.

Ход игры: ребенку предлагается устроить настоящую снежную метель, стоит лишь только подуть в коктейльную трубочку, которая расположена в пластиковой капсуле, как метель начинается.

Тренажер «Сказочная рамка»

Цель тренажера: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Ход игры: суть игры заключается, чтобы ребенок смог раздуть муку с картинок, путем легкого выдоха воздуха изо рта, и назвать героев с картинок, что способствует развитию речи. Через нос сделать вдох, а через рот непрерывный выдох.

Тренажер «Снежинки»

Цель тренажера: тренировка дыхательной системы. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения. Снимать эмоциональное напряжение.

Ход игры: суть игры заключается в том, чтобы ребенок смог устроить снегопад. Нужно лишь подуть на снежинки, как они закружат в вальсе. Через нос сделать вдох, а через рот плавный свободный выдох.

Тренажер «Забей гол»

Цель тренажера: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: играют двое, дуют через коктейльную трубочку на мяч, пытаясь тем самым забить гол в ворота.

Тренажер «Сдуй вертушку»

Цель тренажера: укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.

Ход игры: Задача ребенка – сдувать бумажную вертушку.

«Игра со свистульками»

Цель игры: научить ребенка играть на деревозвучных, керамикозвучных и других инструментах; стимулировать развитие дыхательных путей, легких; снимать психическое напряжение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Рисование-игра в технике кляксографии на развитие речевого дыхания «Парикмахерская» для детей младшего дошкольного возрастаРисование-игра в технике кляксографии на развитие речевого дыхания «Парикмахерская» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра на развитие речевого дыхания "Парикмахерская" для детей младшего возраста Правильное речевое дыхание у детей - одна.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 сентября 2024 в 20:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Соня Гургеновна Чопурян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...

16-20 сентября. Неделя безопасности дорожного движения. Передвижка «Ребенок в...

С 16 по 20 сентября 2024 года в России пройдет неделя безопасности дорожного движения. Акция организована для профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей и снижения тяжести их...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД