Тарасова Наталья петровна
Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях как средство коррекции речи
Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях как средство коррекции речи
Своё выступление хотела бы начать со слов советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях как средство коррекции речи» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Учёными было доказано, что движения пальцев рук, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. В связи с этим все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику. (Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук).
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. И поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушениями речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
С чем это связано? Вспомните своё детство… Начиная с рождения, наши родители играли с нами в игры «Сорока, сорока…», «Идет коза рогатая», «Ладушки- ладушки» и т. д. В дальнейшем мы очень много играли, вырезали, клеили. У всех, наверно, были бумажные куклы. Нужно было вырезать по контуру куклу, а чтобы она долго прослужила, ее нужно было приклеить на картон. Одежды в наборе было мало, поэтому мы сами рисовали её. Нужно было обвести куклу, добавить элементы на одежде, раскрасить, вырезать. Играли в ролевые игры «Дочки-матери» (пример из жизни). Сейчас современные дети не знают, чем заняться дома. Они просто берут телефон, планшет и смотрят… А, если не дай бог пропал интернет или отключили свет, то у детей паника. Вина родителей тоже есть. Чтобы ребёнок не мешал, они сами дают телефон. Приведя ребёнка в детский сад, наблюдаю такую картину. Мама садит ребёнка в кресло, разувает его, уносит сама обувь, раздевает, переодевает. Ребёнку вообще ничего не надо делать самому. Когда на личной беседе, говоришь мамочке – давайте ребёнку ножницы, краски, пластилин. Нередко слышу в ответ…да вы что, пластилином испачкает дорогой ковер, ножницы страшно давать, вдруг порежется, да и мусора много, красками испачкает обои. Поэтому у нас, педагогов, цель - развивать мелкую моторику у детей в детском саду!
Начиная с младших групп воспитатели используют пальчиковую гимнастику. Она помогает развивать все психические процессы, а также обогащается словарный запас, так как с движениями нужно проговаривать слова. Пальчиковые игры улучшают координацию движений кисти, ловкость, совершенствуют память, внимание, умение согласовывать движение и речь. Но, когда остаешься с ребёнком один на один, на индивидуальном занятии, то приходится что-то придумывать, чтобы его заинтересовать. Для развития мелкой моторики рук мною используются разнообразные приемы и методы работы, которые можно включить на разных этапах занятия и сегодня хочу поделиться некоторыми из них:
-массаж кистей рук, с помощью Су-Джок терапии
***
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).
***
Здравствуй, мой любимый мячик! —
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем);
-массаж пальцев эластичным кольцом
***
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый, на лужок.
***
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
-шнуровка;
-бусы;
-применение цветных резинок (Применение цветных резинок в работе с детьми раннего возраста безопасно, способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, цветового восприятия. ;
-раскраски («Помоги Маше найти на огороде овощи». На примере этой раскраски, мы автоматизируем еще и звук [ш].;
-с помощью пинцета переложи животных в свои домики
Детский пинцет — незаменимая вещь для тренировки мелкой моторики, развитию пальцевого захвата, концентрации и координации движений;
-прищепки;
Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый, (ёжик, солнышко, морковка, медуза, рыбка и др.). Ребенок берет коробку с прищепками и плоскостную фигуру. Педагог предлагает сделать лучики солнышку (разноцветные или однотонные, колючки ежику, листочки дереву и т. д.
-горох, фасоль (отделить горох от фасоли и наоборот, поможем Золушки придумать узор из гороха и фасоли и т. д.)
Все приведенные примеры на развитие мелкой моторики очень нравятся детям, а главное, приносят желаемый результат.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, а главное развитию речи. Ведь нужно помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.