Тарасова Наталья петровна
Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях как средство коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях как средство коррекции речи
Своё выступление хотела бы начать со слов советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях как средство коррекции речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Учёными было доказано, что движения пальцев рук, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. В связи с этим все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику. (Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук).
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. И поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушениями речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
С чем это связано? Вспомните своё детство… Начиная с рождения, наши родители играли с нами в игры «Сорока, сорока…», «Идет коза рогатая», «Ладушки- ладушки» и т. д. В дальнейшем мы очень много играли, вырезали, клеили. У всех, наверно, были бумажные куклы. Нужно было вырезать по контуру куклу, а чтобы она долго прослужила, ее нужно было приклеить на картон. Одежды в наборе было мало, поэтому мы сами рисовали её. Нужно было обвести куклу, добавить элементы на одежде, раскрасить, вырезать. Играли в ролевые игры «Дочки-матери» (пример из жизни). Сейчас современные дети не знают, чем заняться дома. Они просто берут телефон, планшет и смотрят… А, если не дай бог пропал интернет или отключили свет, то у детей паника. Вина родителей тоже есть. Чтобы ребёнок не мешал, они сами дают телефон. Приведя ребёнка в детский сад, наблюдаю такую картину. Мама садит ребёнка в кресло, разувает его, уносит сама обувь, раздевает, переодевает. Ребёнку вообще ничего не надо делать самому. Когда на личной беседе, говоришь мамочке – давайте ребёнку ножницы, краски, пластилин. Нередко слышу в ответ…да вы что, пластилином испачкает дорогой ковер, ножницы страшно давать, вдруг порежется, да и мусора много, красками испачкает обои. Поэтому у нас, педагогов, цель - развивать мелкую моторику у детей в детском саду!
Начиная с младших групп воспитатели используют пальчиковую гимнастику. Она помогает развивать все психические процессы, а также обогащается словарный запас, так как с движениями нужно проговаривать слова. Пальчиковые игры улучшают координацию движений кисти, ловкость, совершенствуют память, внимание, умение согласовывать движение и речь. Но, когда остаешься с ребёнком один на один, на индивидуальном занятии, то приходится что-то придумывать, чтобы его заинтересовать. Для развития мелкой моторики рук мною используются разнообразные приемы и методы работы, которые можно включить на разных этапах занятия и сегодня хочу поделиться некоторыми из них:
-массаж кистей рук, с помощью Су-Джок терапии
***
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).
***
Здравствуй, мой любимый мячик! —
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем);
-массаж пальцев эластичным кольцом
***
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый, на лужок.
***
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
-шнуровка;
-бусы;
-применение цветных резинок (Применение цветных резинок в работе с детьми раннего возраста безопасно, способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, цветового восприятия. ;
-раскраски («Помоги Маше найти на огороде овощи». На примере этой раскраски, мы автоматизируем еще и звук [ш].;
-с помощью пинцета переложи животных в свои домики
Детский пинцет — незаменимая вещь для тренировки мелкой моторики, развитию пальцевого захвата, концентрации и координации движений;
-прищепки;
Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый, (ёжик, солнышко, морковка, медуза, рыбка и др.). Ребенок берет коробку с прищепками и плоскостную фигуру. Педагог предлагает сделать лучики солнышку (разноцветные или однотонные, колючки ежику, листочки дереву и т. д.
-горох, фасоль (отделить горох от фасоли и наоборот, поможем Золушки придумать узор из гороха и фасоли и т. д.)
Все приведенные примеры на развитие мелкой моторики очень нравятся детям, а главное, приносят желаемый результат.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, а главное развитию речи. Ведь нужно помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.