Кочевадова Елена
Ранняя профориентация и развитие финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ранняя профориентация и развитие финансовой грамотности дошкольников.
«Если хочешь быть богатым,
нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Финансовая грамотность
- это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Цель: Формировать у детей позитивные установки к различным видам труда,
ранней профориентации дошкольников. Закладывать основы экономической и
финансовой грамотности воспитанников.
Задачи:
Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей.
Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.
Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Методы и приёмы работы по формированию финансовой грамотности :
- беседы,
- занятия,
- игры,
- экскурсии,
- чтение художественной литературы,
- развлечения.
Этапы работы:
I Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д.
Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Знакомство с различными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.
II Знакомство с экономическим понятием «потребность». Формируем представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Обсуждаем с детьми, в чем заключается разнообразие потребностей людей: медицинская помощь, и транспорт, и образование.
III 3 этап.
Решение практических задач.
На этом этапе вместе с детьми выясняем причины, которые требуют обязательного удовлетворения потребностей (жилище, одежда, обувь, безопасность, еда, вода, воздух, медицинская помощь, транспорт). Знакомим детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.
IV Знакомство детей с понятием «Товар», формируем системные знания о предмете, выделяя новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показали детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; познакомили с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываем бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
V Знакомство детей с понятием «Деньги». Развиваем представление детей о деньгах, правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли - продажи.
VI Знакомство детей с понятием «Семейный бюджет», и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).
Развиваем представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать как много их в повседневной жизни. Воспитываем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.
В ходе работы по формированию финансовой грамотности у детей были проведены следующие беседы:
1. Как строится бюджет семи.
2. Как совершаются покупки.
3. Как появились деньги.
Занятия на темы:
Детский сад, школа, откуда хлеб пришел, профессии нужные на селе, транспорт, почта, профессии (когда я буду взрослым, твой гардероб, музеи, театры, библиотека, космос и люди.
Экскурсии:
В краеведческий музей города Энгельса, художественную галерею имени Мыльникова, краеведческий музей города Саратова, в центральный банк России, в музей завода «Сигнал», экскурсия на Энгельсский мукомольный завод, Саратовский театр оперетты, театр фокусов «Самокат», пожарную часть, на почту, экскурсия в музей самоваров, экскурсии в библиотеки.
Целевые прогулки:
В магазин, к дорожному перекрёстку, строительству нового дома, к школе.
Дидактические игры:
Играем магазин (покупаем всякую всячину, монополия, строим город.
Сюжетно-ролевые игры:
Магазин, семья, путешествие на автобусе (самолёте, пароходе, поезде, столовая, кафе, пожарные, театр, больница, парикмахерская, автомастерская, заправка, строительство города и т. д.
Игры-тренинги:
Распределение семейного бюджета, составь равенство (деньги).
Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Таким образом, проводя целенаправленную работу, мы убедились, что работа в этом направлении скатывается к знакомству детей с трудом взрослых, формированием представлением важности образования и необходимости труда для обеспечения своих жизненных потребностей. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения.