Токбаева Дана Муаедовна
Проект в подготовительной группе «Речецветик»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ПРОЕКТ «РЕЧЕЦВЕТИК»
ВИД ПРОЕКТА : ПРАКТИЧЕСКИЙ
Цель: Воспитание правильной речи у детей. Устранение речевого дефекта у детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Задачи.
Образовательные: научить детей правильно произносить звуки речи; слухо-произносительной дифференциации звуков русского языка; внимательно вслушиваться в речь взрослого; правильно понимать логико-грамматические конструкции.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Речецветик“» размещена в разделах
Развивающие: развивать любознательность, речь, мышление, мелкую моторику детей; интерес к деятельности взрослых, стремление к отражению полученных знаний и впечатлений в повседневной жизни.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к результатам полученных знаний.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Подготовительная к школе группа
Долгосрочный проект
срок 1 год
начало сентябрь
окончание май
Предполагаемый результат
Дети умеют правильно произносить звуки речи.
Дифференцировать звуки русского языка на слух и при произнесении.
Внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Правильно понимать логико-грамматические конструкции.
Участники проекта :
логопед,
воспитатели
дети подготовительной группы
родители.
Актуальность темы.
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Проблема.
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения в школе, поэтому главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.
Гипотеза.
Чем выше самостоятельность и речевая активность ребенка, тем выше уровень развития диалогической речи и возможность качественного развития монологической речи.
Принципы организации работы по проекту :
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания работы;
- обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей, через организацию практически и познавательно значимой для них деятельности по проекту; личностно – ориентированного взаимодействия;
- обеспечение логической последовательности в решении поставленных проблем через комплексный, интегрированный, развивающий и воспитывающий характер деятельности.
Этапы работы по проекту.
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность родителей
Подготовительный (сентябрь)
1. Проведение диагностики, анализ проблем. 2. Изучение методической литературы. 3. Отбор информации, стихотворений, небольших рассказов, сказочных персонажей, д/игр. 4. Разработка содержания проекта, бесед, занятий, образовательных ситуаций, трудовых поручений. 5. Создание мотивации у детей к проектной деятельности. 6. Проведение бесед с родителями, воспитателями.
1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в проблемную ситуацию. 3. Принятие задачи.
1. Ознакомление с проблемой, вхождение в нее через беседу с воспитателем, логопедом.
Основной (сентябрь – май)
Реализация намеченных по перспективному плану видов деятельности по решению проблемы проекта : проведение бесед, д/игр, экспериментов, разбор ситуаций, обогащение предметно-пространственной среды.
Участие в образовательных ситуациях в качестве субъекта.
1. Домашние задания родителям и детям. 2. Консультации.
Заключительный (май)
1. Подготовка к презентации : разработка конспекта занятия, подготовка материалов. 2. Презентация проекта. 3. Беседа с детьми после презентации по определению новой проблемы.
1. Подготовка к презентации. 2. Участие в открытом занятии. 3. Выявление новой проблемы через беседу с детьми после открытого занятия.
1. Родительское собрание (обсуждение итогов проекта). 2. Присутствие на открытом занятии. 3. Проявление интереса к новой проблеме.
План работы по реализации содержания проекта
Срок
Родовое понятие
Задачи на данном этапе
Содержание
Материал
Сентябрь
Звуки речи
Подготовить детей к усвоению звукослогового ряда. Сформировать понятия «звук», «буква».
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
Звучащие игрушки, хлопки.
Октябрь
I – IV недели
Звук и буква У
А
И
О
Научить ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов. Научить внимательно слушать и различать неречевые звуки. Научить выделять звук в начале, конце и середине слова в ударной позиции. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.
Знакомство с гласными звуками У, А, И, О.
Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков.
Выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов.
Подбор слов на гласные звуки.
Знакомство с буквами У, А, И, О.
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Печатание пройденных букв в тетрадях.
Предметные картинки, игрушки, карточки, схемы слов.
Ноябрь
I – IV недели
Декабрь
I – III
недели
Звук и буква А,У,И,О
М
Д
Ы
Т
Б
П
Учить определять направление звука в пространстве. Ввести в активный и пассивный словарь детей понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук». Учить определять количество услышанных звуков. учить вслушиваться в шепот. Учить удерживать в памяти и
воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов. Развивать динамический праксис рук. Учить анализировать и сравнивать слова. Учить выполнять графические упражнения. Развивать фонематические представления. Учить составлять предложения по опорным словам.
Знакомство с согласными звуками М – МЬ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Б – БЬ, П – ПЬ. Знакомство с гласным звуком Ы.
Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Анализ
обратных и прямых слогов с изученными звуками. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками. Знакомство с буквами М, Д, Ы, Т, Б, П. выкладывание из букв слогов слов, чтение прямых и обратных слогов слов с изученными буквами. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). Печатание пройденных букв в тетрадях.
Предметные картинки, карточки, схемы слов, тетради, карандаши, наборы для составления схем слов.
Январь
II – IV
недели
Февраль
I – IV недели
Март
I – V недели
Звук и буква В
Ф
Н
К
Г
Х
Э
С
З
Ц
Ш
Продолжать учить внимательно, слушать и различать неречевые звуки. Закрепить навык слогового анализа и синтеза. Расширить объем слухоречевой памяти. Развивать интонационную выразительность речи. Учить анализировать и преобразовывать слова. Научить дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова. Продолжать учить писать зрительные диктанты. Учить выделять из ряда одинаковых по слоговому составу отличное по звуковому составу слово. Учить анализировать слова со стечением согласных. Учить анализировать слова, предложения с этими словами. Упражнять в словообразовании и словоизменении.
Знакомство со звуками В, Ф, Н, К, Г, Х, Э, С, З, Ц, Ш. Учить полному звуковому анализу
слов типа: мука, шкаф, аист, кошка. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать, твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом). Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова». Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
а) раздельное написание слов в
предложении;
б) точка в конце предложения;
в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.
Обучить послоговому чтению слов. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.
Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради. Составление букв из элементов. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
Предметные картинки, карточки, схемы слов,
тетради, карандаши,
наборы для составления схем слов, разрезные азбуки, сюжетные картинки
Апрель
I – IV недели
Май
I – II
недели
Звук и буква Ж
Ч
Щ
Л
Р
Я,Е,Ё,И,Ю,Ь
Учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. Учить преобразовывать слова. Учить читать предложения, находить знакомые предлоги в предложении. Развивать слухоречевую память детей. Учить самостоятельно анализировать слова, читать и
писать печатными буквами простые предложения. Учить определять порядок следования звуков в слове. Учить детей различать правильное и дефектное звукопроизношение в речи других людей. Продолжать учить анализировать и составлять схемы простых предложений.
Предметные картинки, карточки, схемы слов,
тетради, карандаши,
наборы для составления схем слов, разрезные азбуки, сюжетные картинки
Продукт проектной деятельности
- открытое занятие
-
- презентация проекта
- дидактическое пособие