Токбаева Дана Муаедовна
Проект «Портрет моей мамы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область проекта :
Познавательно – речевая,
художественно – творческая
Вид проекта : творческий, кратковременный, групповой.
Адресация: Проект реализуется в рамках раздела программы «Детство» художественно-творческая деятельность. Цель проекта :
Познакомить детей с портретной живописью известных художников портретистов. Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи, развивать у детей творческие воображение.
Публикация «Проект „Портрет моей мамы“» размещена в разделах
- Портрет мамы. Дети рисуют любимых мам
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Воспитывать интерес к профессии художника, развивать желание писать портреты своих родителей, воспитывать чувство гордости за своих родителей.
Изучить процесс развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет. Развить индивидуальные способности и качеств личности, ведущие к целостности её свойств и особенностей, и создать в процессе обучения условия для её самовыражения и развития.
Продукт проектной
деятельности
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.
Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портрет близкого человека – мамы. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.
Эмоциональные переживания, связанные с образом матери, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе.
Можно ли рисуя портреты своих родителей, ребенку учится также формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении изодеятельности, а т. ж начинать осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Таким образом, если ребенок хорошо научится писать портреты своих родителей и близких, изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения, тогда он научится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т. е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности.
Творческие способности дошкольников будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Совокупность методов, приемов и средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Этапы работы над проектом
Этап
работы Время
проведения Содержание деятельности Задачи на каждом этапе
1. Подготовительный Февраль
1 – 2 неделя 1. Изучение педагогом методической литературы.
2. Разработка занятий с использованием семейных фотографий, картин (портреты, натюрморты, пейзажи)
3. Организация «круглых столов», повседневные беседы, проведение анкетирования, консультаций, работа на дому «рисуем вместе - Моя семья». Ознакомление родителей с предполагаемой работой по реализации проекта. Выявить знания детей по данной теме. Сбор необходимого материала в соответствии с знаниями и потребностями. Оглашение проблемы проекта.
2. Основной Февраль
3-4
неделя
Март
1 – 4
неделя 1. Реализация намеченного содержания проекта, через ознакомление с портретной живописью, чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений о папе, маме, слушание музыкальных произведений, организация сюжетно – ролевых игр, подвижных игр.
2. Организация тематических занятий по рисованию, познавательному развитию, развитию речи, патриотическому воспитанию, ручному труду, музыкальному воспитанию и т. д.
4. 3. В самостоятельной творческой деятельности создают портреты мам, пап и близких людей. Введение проблемной ситуации для создания мотивации детей.
5. Проведение анализа проблемы.
3. Заключительный
Апрель
1. Оформление выставки «Мамин портрет».
2. Открытое занятие «Что за чудо эти краски».
3. Изготовление семейного альбома. Оформление папки передвижки «Акварелька».
4. Подготовка и проведение презентации проекта.
Перспективный план реализации проекта «Портрет моей мамы»
Сроки реализации Виды совместной деятельности
I неделя II неделя III неделя IY неделя
Февраль месяц 1. Изучение педагогом методической литературы.
2. Проведение анализа проблемы.
3. Разработка занятий с использованием фоторепродукций и картин с изображение портретов разных людей, знаменитых личностей и т. д.
4. Введение проблемной ситуации для создания мотивации детей.
5. Формулирует проблему:
Проблема: мамы не узнали себя на портретах, созданных в самостоятельной творческой деятельности.
Цель: нарисовать портрет мамы к празднику 8 марта.
6. Формулирует задачи:
-узнать что такое портрет
-выбрать изобразительные материалы
-определить последовательность изображения.
1. Заучивание стихотворений о маме.
2. Разгадывание загадок по теме.
3. Организация сюжетно – ролевой игры «Дочки - матери».
5. Чтение художественной литературы.
6. П/игры на прогулке
7. Рассматривание репродукций картин известных художников портретистов.
1. 8. Рассказывание детей по теме «Моя мама».
2. Проведение занятий по познавательному развитию на тему: «О чем рассказывает портрет».
1. Знакомство детей с пословицами и поговорками о матери.
2. Работа с родителями - работа на дому «рисуем вместе - Моя семья».
3. Составление схемы последовательности рисования лица человека.
4. Познавательные занятия по изобразительной деятельности «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства».
5. Организация круглого стола с родителями «Детский рисунок ключ к внутреннему миру ребенка» 1. Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед «Легко ли быть мамой», «Любимые занятия нашей семьи»
2. Организация дидактических игр «Фоторобот», «Найди ошибку в портрете», «Угадай настроение», «Подбери цвет».
3. Оформление фотовыставки «Вместе с мамой».
4. Проведение открытого занятия «Что за чудо эти краски».
5. Работа с родителями с целью оформления папки передвижки «Акварелька», (выполнение совместных работ дома «портрет мамы» коллаж «моя семья»).
Перспективный план реализации проекта «Портрет моей мамы»
Сроки реализации Виды совместной деятельности
I неделя II неделя III неделя IY неделя
Март месяц 1. Изготовление схем-таблиц правильного рисования лиц и силуэтов людей.
2. Чтение рассказов и стихов о маме в преддверии праздника 8 марта.
3. Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед «Легко ли быть мамой», «Любимые занятия нашей семьи»
4. Оформление фотовыставки «Вместе с мамой»
5. Разучивание детьми песен о маме.
6. Утренник, посвященный Дню 8 марта. 1. Совместно с детьми выбираем изобразительные материалы для рисования портретов.
2. Совместно с педагогом составляют схему последовательности изображения погрудного портрета.
3. Экспериментирование с красками в поисках цвета кожи человека.
4. Рисование по подгруппам с соблюдением выбранной последовательности.
5. Дети составляют рассказы о своей маме.
6. В самостоятельной творческой деятельности создают портреты мам. 1. Диалоговые беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства».
2. Организуется индивидуальная и подгрупповая работа с детьми испытывающими трудности в изображении портретов.
3. Рассматривание семейных фотографий «портретного типа», составление мини рассказов на тему: «Вот это и есть моя семья, папа мама и я…».
1. Выполнение совместных работ на дому по теме: «рисуем вместе - Моя семья», изготовление схем-таблиц правильного рисования лиц и силуэтов людей.
2. Совместно с детьми отбираем различные изобразительные материалы для рисования портретов родителей.
3. Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости) в организации сюжетно – ролевых и дидактических игр.
Все задачи, которые были поставлены в начале проектной работы, были выполнены. Был проведен анализ методической и научной литературы по проблеме изучения развития художественных способностей у детей дошкольного возраста. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей у детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. Апробированы инновационные техники в живописи для развития художественных способностей у детей подготовительной группы «Смородинка», такие как (тычкование, рисование по сырому, рисование мятой бумагой и т. д.).
Проведенные занятия и педагогически ценные мероприятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ различных изобразительных приемов изображения и передачи цвета.
Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались, самым важным является постоянная совместная работа дошкольного учреждения с родителями и детьми. Таким образом, введение в систему дошкольного образования различных форм художественно – творческой деятельности способствовали развитию творческих способностей у детей не перегружая их. Данная проектная работа «Портрет моей мамы» помогла привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего мира.
1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.
2. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ “Сфера”, 2000.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Гном и Дом, 2004.
4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.
5. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М. : АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994.
8. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
9. Пантиков В. А. Учимся рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993.
10. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М. : Издательский центр “Академия”, 1996.
11. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М. : ТЦ “Сфера”, 2004.