Елена Аршук
Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр
Актуальность.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Публикация «Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева).
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь.
Продолжительность проекта: с 09.01.2023 – 10.04.2023г.
- по характеру создаваемого проекта – игровой;
- по количеству создателей – парный;
- по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой;
- по продолжительности – средней продолжительности;
- по профилю занятий – монопроект;
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта:
Развитие речи детей 4-5 лет с помощью пальчиковых игр.
Задачи для педагога:
- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей :
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Участники проекта:
1. Воспитатель: Аршук Елена Николаевна;
2. Дети;
3. Родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
- дети проявляют интерес к пальчиковым играм, увеличивается словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированы в вопросе проведения пальчиковых игр и упражнений с детьми дома;
- кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковых игр и упражнений во время досуга детей;
- использование пальчиковых игр и упражнений на занятиях, на прогулке и т. д. ;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к пальчиковым играм.
Условия:
Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры, соответствующие возрасту детей, необходимую методическую литературу по данной теме.
1. Игра «Цветные столбики»
2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»
3. Мозаика 50 деталей
4. Пирамидка «Сияние»
5. Кубики в картинках
6. Мозаика мелкая «Полянка»
7. Пазлы «Гусеница»
8. Набор «Строим вместе» (54 кубика)
9. Конструктор «Строитель»
10. Пальчиковый театр «Колобок»
11. Пальчиковый театр «Репка»
12. Пальчиковый театр «Теремок»
13. Пальчиковый тренажёр «Лунтик».
Методическая литература по данной теме:
1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2012 г.
2. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006 г;
3. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008 г;
4. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008 г;
5. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск:«Попурри», 2013 г;
6. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2011 г;
7. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2015 г.
Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи с использованием пальчиковых игр.
Первое, с чем сталкивается ребенок, попадая в группу – предметно – развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию речи, мелкой моторики, с использованием пальчиковых игр. Это разнообразные мозаики, конструкторы разной формы и размеров, различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц, несколько вариантов шнуровок.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
- прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ёжик, ёлочка и др.);
- клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания и штриховки;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
- сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
- грецкие орехи и шишки, шарики для массажа:
- крупы разных сортов и нитки различного количества для выкладывания рисунков;
- сетки для раковины и разноцветные ленточки;
- «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
- макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап: 09.01.2023 – 10.01.2023 г.
1. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
2. Изучение методической литературы по данной теме;
3. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации, современных, многофункциональных игр для развития речи детей и моторики;
4. Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми;
5. Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.
II. Основной этап реализации проекта:
1. Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребёнком;
2. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени;
3. Работа с родителями:
- выставки игр и атрибутов по развитию речи и мелкой моторики рук детей;
- консультации «Что такое мелкая моторика и как её развивать», «Пальчиками играем – речь развиваем», «Пальчиковые игры – это развитая речь и здоровый ребенок»;
- беседы с родителями «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить»;
- родительское собрание «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»;
- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
№ Мероприятие Участники Сроки
1 Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки Дети
Воспитатель
Ежедневно
2 Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий Воспитатель
Дети Ежедневно
3 Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников Дети
Музыкальный руководитель
Воспитатель Утренник «Красавица осень в гости пришла»
4 Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики Дети
Воспитатель
Ежедневно
5 1. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»
2. Консультации для родителей
«Пальчиковые игры – это развитая речь и здоровый ребенок» Родители
Воспитатель
Родители
Воспитатель
1 неделя
(23 января-27 января)
6 1. Презентация «Игры для умной ладошки»»
2. Информационная папка-передвижка для родителей
«Как подготовить ребёнка к школе»
3. Игра с мозаикой «Дождик, дождик, лей, лей» Родители
Воспитатель
Родители
Воспитатель
Дети
Воспитатель
2 неделя
(1 февраля-
8 февраля)
7 1. Мастер - класс для родителей: Изготовление продуктов для игры «Магазин» из солёного теста.
2. Совместное развлечение с детьми и родителями «Играем нашими пальчиками» Дети
Родители
Воспитатель
Дети
Родители
Воспитатель
3 неделя
(9 февраля-16 февраля)
8 1. Консультация для родителей «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
2. Рекомендации по проведению пальчиковых игр Родители
Воспитатель
Родители
Воспитатель
4 неделя (17 февраля-22 февраля)
9
1. Игра с водой «Водичка»
2. Проведение утренника «8 Марта»
Дети
Воспитатель
Музыкальный работник
5 неделя (27 февраля-6 марта)
10 1. Оформление папки-передвижки «Пальчиковые шаги»
2. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы)
3. Игра с бумагой «Кораблик» Родители
Воспитатель
Родители
Воспитатель
Дети
Воспитатель 6 неделя
(9 марта-
16 марта)
11 Игровой массаж «Поиграем с ручками» Дети
Воспитатель 7 неделя
(17 марта-24 марта)
12 1. Беседа с родителями «Наши достижения»
2. Итоговое родительское собрание
«Время подводить итоги» Родители
Воспитатель
Родители
Воспитатель
8неделя
(27 марта-31 марта)
III. Заключительный этап 01.04.2023 – 10.04.2023 г.
1. Выставка рисунков и поделок – 6 апреля.
2. Подведение итогов работы.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов.