Сардана Степанова
Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с якутскими национальными играми «Хабылык», «Тырыынка»»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Дать детям представление о якутских традициях проведения свободного времени. Ознакомить детпй с якутскими национальными играми «Хабылык», «Тырыынка».
• Продолжать развивать речь у детей через народные якутские игры, слушать «тойук» и «олонхо» (якутские национальные виды пения).
• Воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре якутского народа.
Публикация «Тема: „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с якутскими национальными играми „Хабылык“, „Тырыынка““» размещена в разделах
- Игры для детей
- Республика Саха. Якутия
- Старшая группа
- Якутские игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Области: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура».
Материал к занятию: оформление балагана, атрибуты к играм, кассеты с «тойук» и «олонхо».
Предшествующая работа: экскурсия в краеведческий музей, беседа о традициях и жизни раньше якутов, разучивание игр, рассматривание предметов декоративно – прикладного творчества.
Словарная работа: хабылык, тырыынка, тойук, олонхо.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в группу, обращает внимание на убранство и спрашивает:
- Что это вам напоминает? (Балаган)
- Где мы видели юрту? (В музее).
- Кто раньше жил в балагане? (Якуты)
- Они жили семьями или по - одному?
- Как вы думаете, все члены семьи жили вместе? (Отец, мать, дедушка, бабушка, дети и т. д.)
- Чем же занимались якуты раньше? (Разводили скот, косили сено, в таёжных местах охотились и рыбачили)
- А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу? (Дети играли, помогали взрослым)
- А вы любите играть? Вспомните, в какие якутские игры мы играли? («Бой быков», «Спрячь рукавицу»)
Игра проводится по желанию детей, они рассказывают правила игры.
2. Воспитатель приглашает детей сесть на ковер и продолжает беседу:
-Дети, а как вы думаете, было ли у взрослых свободное время, ведь они тоже не всегда были заняты работой?
-Чем же тогда они занимались, радио и телевизоров тогда не было? (Взрослые по вечерам собирались в одном балагане. Молодые веселились, пели песни, играли. Замужние женщины шили одежду, вышивали. Мужчины занимались резьбой по дереву)
-Правильно! Когда после работы взрослые собирались для отдыха – это называлось – «тумсуу» (якутские посиделки);
3. Ознакомление воспитателя с правилами игры детей.
- раньше, в старину длинными зимними вечерами наши предки коротали, соревнуясь между собой по настольным якутским играм «хабылык», «тырыынка».
-После веселья и игр, все усаживались в кружок, как мы с вами и сочиняли олонхо о своей жизни, работе, о скотине, природе. Олонхо – это песни, совмещенные с рассказом.
-Хотите послушать?
Слушание олонхо по аудиокассете.
-Дети, а давайте, и мы попробуем сочинить с вами олонхо о нашей жизни в саду.
Дети сочиняют, а затем слушают друг друга.
4. -Мы побывали сегодня где? Правильно на тумсуу, а любые посиделки раньше заканчивались чаепитием. Вот и я, как хозяйка этого балагана, угощаю вас чаем с якутскими лепешками.
Проходит чаепитие под запись национальной музыки.