Наталья Полещук
Опора на восприятие цвета в группе детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Наш центр помощи детям – место особое. Сюда за помощью приходят дети дошкольного возраста с особенностями в развитии. Важно учесть потребности индивидуальной и возрастной категории, сделать помещение не только удобным, но максимально безопасным. При этом о приятной обстановке в детском центре забывать не стоит. Помещение детского центра нужно продумать очень тщательно. Особенности детей ко многому обязывают, необходимо учитывать много факторов в дизайне помещения: дети не должны слишком быстро уставать от обилия ярких красок, то же время следует продумать цветовые решения в помещении, иначе юные посетители быстро заскучают.
Темочки:
Опора на световосприятие в группе – это яркие наклейки на спокойном фоне, стандартные детские аксессуары, удобные и комфортные. Здесь отлично соседствуют цветы на окнах и сказочные герои на стенах, классическая мебель и яркие орнаменты. При создании внутреннего цветосочетания группового помещения, мы аккуратно подошли к насыщению пространства помещения сказочными героями. Любая часть пространства в группе может трансформироваться: стена может преобразоваться в демонстрационный экран, диван - в сцену для кукольного театра. Домашний уют создают в помещении 2 ярких мягких ковра, которые напоминают зеленую полянку с цветами. На них дети очень любят играть в напольные игры, собирать конструктор «Лего».
Чтобы дойти до группового помещения, расположенного на 2 этаже здания, ребята, шагая по лестнице, пересчитывают наклейки-зверушки на стенах и интерьерные фигурки на лестничных пролетах. Так, самая обычная несущая конструкция в нашем центре превратилась в развивающую и обучающую возможность.
Комната для раздевания окрашена в пастельных тонах, что позволило так же добавить декоративные наклейки и надписи, панно с фотографиями детей на занятиях со специалистами. Яркие и современные шкафчики удобны для детей, а для комфорта родителей имеется мягкое кресло.
Наш тщательный подход к подбору цвета объясняется тем, что дети с ОВЗ испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения, создавать им особые условия. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься специалисты и родители.
Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов. При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета : зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм. Цвет - один из значимых свойств предмета. Но этот признак более абстрактный и не является определяющим при определении предмета. Этим руководствуются производители игрушек, выпуская игрушки, цвет которых не соответствует действительности. Будет ли зайчик желтым или малиновым, ребенок все равно опознает в нем зайчика. Многие дети, поступающие в наш центр, не соотносят цвета, а, тем более, не знают названий цветов. Так же, у детей с ОВЗ резко снижена цветовая чувствительность. В связи с этим, для развития цветовосприятия таких ребят нужно гораздо больше условий, чем для обычных детей.
Формировать эталоны цвета на этом этапе мне помогает следующий педагогический арсенал пособий: разноцветные салфетки, коробочки, пирамидки, кубики, посуда, мозаика, разноцветные животные, машинки, мягкие вкладыши. Особенно дети любят дидактических кукол в одежде и обуви основных цветов.
Помогает формировать сенсорные эталоны цвета у наших воспитанников также цветные таблички Монтессори, бельевые прищепки четырех основных цветов, цветные палочки.