Елена Полякова
Конспект занятия «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши пернатые друзья»
Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи
образовательные: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия,
развивающие: развивать кругозор, любознательность. Активизировать внимание, память и мышление. Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. Совершенствовать диалогическую речь,
Публикация «Конспект занятия „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
воспитательные: воспитывать любовь к природе, доброжелательное отношение к птицам. Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.
Оборудование и материал:
Презентация на тему «Зимующие птицы», аудиозапись «Голоса птиц», картинки и фотографии зимующих птиц, кормушка для птиц, загадки, бумага на каждого ребёнка, фломастеры, перо птицы.
Ход занятия.
Вступительная часть.
Воспитатель:
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую. (А. Чепуров)
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы будем говорить о птицах, которые остаются зимовать у нас на Кубани. Как таких птиц мы называем? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, зимующие птицы, о зимующих птицах мы будем отгадывать загадки, читать стихи, слушать их голоса. Вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
Основная часть
Воспитатель:
Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Верно, у птиц есть перья. Для чего нужны перья птице? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, они необходимы для полёта птиц, а ещё они обогревают тело птицы. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. На столе у вас лежат перо птицы. В строение пера птицы выделяют: осин, стержень и опахало. (Слайд №1)
Воспитатель:
Сейчас исследуем, как летает пёрышко – возьмите перо и опустите его вниз. Как оно полетело? (Ответы детей)
Воспитатель:
Верно, легко, эластично, парят в воздухе. Ещё раз опустите перо вниз и подуйте на него. (Дети дуют на перо)
Воспитатель:
Ребята, отложите перо, в сторону и мы продолжаем разговор о птицах. Дети, давайте отправимся с вами на птичью выставку, а экскурсоводами будите – вы, ребята.
Воспитатель:
Но сначала отгадайте загадку.
Птичка – невеличка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет
Крохи собирает. (Воробей)
(Слайд №2)
Воспитатель:
Холодной зимой, когда птиц совсем мало с человеком всегда рядом маленькая, серо – коричневая птаха – воробей, к которой люди так привыкли, что и не замечают её. Воробей – небольшая птичка, размером до 18 сантиметров, и весом не более 35 грамм. В природе существует много птиц, похожих на воробья, но вовсе не обязательно, что они относятся к одному из видов этой птицы. Учёные орнитологи чётко обозначили виды и подвиды этой птицы. Видов этой птицы достаточно много – насчитывается около 22. В нашем климате можно встретить 8. Это – домовой воробей, полевой, снежный (снежный вьюрок, черногрудый, рыжий, каменный, монгольский земляной воробей, короткопалый. Это необыкновенно умная, наблюдательная и осторожная птица. Главная особенность этой интересной птахи в том, что она непременно селится вблизи человека. У воробья великолепно развита память, у него появляются новые рефлексы, связанные с человеческим поведением, воробей может принимать решения и даже строить логические цепочки. Ещё одна любопытная особенность – сколько бы веков воробей не был ближайшим соседом человеком, поймать воробья труднее, чем любую другую птицу. И уж совсем редко можно его приручить. Характер у воробьев скверный. Они ревностно относятся к своим владениям, и всякий раз устраивают серьёзные драки за свой двор, парк или другие пригретые места. Драки могут начинаться на крыше дома, на ветке дерева и продолжаться высоко в небе. Воробью совершенно не свойственно тихое и безмолвное пребывание. Любое движение кого бы ни было вызывает у стайки этих пичуг бурную волну эмоций. Меню воробья разнообразно – от насекомых до отходов питания человека. Маленькая птица воробей занимает достойное место в природе, а человеку лишь остаётся её оберегать.
(Картинка с изображением воробья помещается на выставку – кормушку).
Воспитатель:
Сейчас мы послушаем голос воробья.
(Слайд №3)
Воспитатель:
Спиной зеленовата,
Животиком желтовата
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Выступление ребёнка. (Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением птицы – синица, рассказывает о синице)
(Слайд №4)
Ребенок: Синица принадлежит к отряду воробьиных. Размеры могут быть до 14 сантиметров, а вес всего от 14 до 22 граммов. Яркая и красивая окраска брюшка – жёлтая или лимонная, с продольной чёрной полосой. Именно по ней синицу узнает даже ребёнок. Снежно – белые щёчки и затылок, а сама голова чёрная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Чёрный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо – голубоватого цвета с поперечными светлыми полосками. В тёплые края не улетают, переживают зиму, укрывшись в дупле. Птичка, которая просто не может усидеть на месте. Находится постоянно в движении. Стоит только появится первым лучикам солнца, ещё в феврале, и эта птичка – синичка первой начинает радовать людей своим щебетом. Песня синицы звонка и похожа на перезвон колокольчиков, сообщает жителям городов о скором наступлении весны. Про синичку говорят, как про солнечного вестника весны. Интересно наблюдать как ведёт себя синица в небе. Её полёт – наука, как лететь быстро и при этом экономить энергию просто вызывает восхищение своим профессионализмом. Редкий взмах крылышками пару раз – птица взмыла в небо, а потом словно ныряют вниз, описывая в воздухе пологие параболы. Кажется, такой полёт не может быть управляемым, а они ухитряются и лавировать в подлеске. Маленькая птичка принимает в свои стаи всех. С ними можно увидеть даже птиц других видов, например, поползней. Синички – это настоящие санитары лесов и садов. Они за летний период съедают столько вредных насекомых, только одна пара синиц, пока выкармливает своих птенцов, оберегает до 40 деревьев в саду. Зимой синицам приходится не легко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. С удовольствием съедают крупу, семена растений, любят сырое несолёное сало и мясо. Во время зимних морозов, когда корм просто недоступен для птиц, около 90% синиц погибают от голода. Сытой птице не страшны никакие морозы. Вот почему так важно подкармливать их в зимний период.
(Картинка с изображением синицы помещают на выставку – кормушку.)
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы послушаем голос синички.
(Слайд №5)
Воспитатель:
Эта птица – символ мира!
Чердаки её квартира.
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно. (Голубь)
(Слайд №6)
Воспитатель:
Пернатый спутник человека. Голуби издавна сопровождают жизнь человека на самых разных территориях проживания. Ещё в древности птица была приручена, поэтому кочевала вместе с переселенцами по всему миру. В легендах и преданиях часто упоминаются голуби с чертами миротворцев, сохраняющие верность в любви и дружбы. Птицу считают символом душевной красоты. Голубь – птица мира, так её называют в разных уголках мира. Многие современные породы голубей произошли от прародителя – сизого голубя. На основе многочисленных видов птиц, – насчитывают более 30, – выведены сотни одомашненных голубей. Размеры и оперения отличаются разнообразием, хотя есть традиционные и узнаваемые: пепельно – серые с фиолетовым или зелёным отливом птицы. Специалисты насчитывают более двадцати оттенков оперения, и такой перечень постоянно пополняется. Большие голуби величиной могут сравниться с курицей, а маленькие – размером едва побольше воробья. Крылья птиц большие и сильные, имеют большой размах. Максимальный вес составляет около 400 грамм. Перья и пух, покрывающие голубей, держатся слабо, часто выпадают. Многие любят голубей за их нежное воркование, мелодичные звуки, которые сопровождают в период ухаживания. Голубя всегда считали миролюбивой и незлобной птицей. Живут голуби стайками, небольшими колониями. Дикие голуби, как и другие птицы, осторожны и пугливы. Зрение и слух хорошо развиты. В городской черте, прикормленные человеком, они теряют бдительность, могут клевать корм из ладошек, особенно в холодное время года. Часто можно видеть голубей, неторопливо гуляющих по площадям или вдоль дорог. Интересны наблюдения за голубями в воздухе. Полёт голубей красив, они умеют кружить в воздухе, завораживая своей свободой. Растительная пища является основной, насекомые или другие корма очень редко привлекают голубей. Потребность твёрдой пищи требует размягчения водой. Голуби много и охотно пьют. Птицы полностью погружают клюв в воду и засасывают жидкость как из соломки. Этот способ отличает их от многих пернатых, которые набирают в клюв капли и затем, подняв голову, направляют воду в горло. Голубиные пары сохраняются на протяжении всей жизни. Их забота трогательна и мила. Они чистят друг другу пёрышки, держатся рядом, сближаются клювами как в поцелуе и совместно насиживают яйца. Гибнут птицы от внезапных холодов, инфекционных болезней, от необдуманных поступков людей, которым голуби легко доверяются. (Картинка с изображением птицы голубь помещается на выставку – кормушку).
Воспитатель:
Сейчас мы послушаем голос голубя
(Слайд №7)
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам смастерить голубя из бумаги (конструирование из бумаги в технике «оригами»).
Воспитатель:
Соедините их вместе, посмотрите, какая красивая получилась стайка! Давайте повесим их на кормушку к другим птицам.
Физкультминутка. Танец маленьких утят.
(Слайд №8)
Воспитатель:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Выступление ребёнка. (Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением птицы – дятла, рассказывает о дятле).
(Слайд №9).
Воспитатель:
С давних лет каждому знаком звук выбиваемой лесной дроби, к которой невольно прислушиваешься – это дятел. В сказках его называют лесным доктором и наделяют чертами неутомимого труженика, доброго и упорного в наведении порядка и оказании помощи. Семейство дятловых огромное, расселилось почти во всём мире, кроме Антарктиды. Дятловые необычайно разнообразны по цветовому оперению и существенно различаются по размерам: от мелких, длиной 8 сантиметров, до больших, тело которых достигает до 60 сантиметров. Но есть ряд общих признаков, позволяющих узнать дятла в любой одё жке: короткие четырёхпалые ноги, загнутые внутрь; конусовидный и сильный клюв; шершавый, тонкий и очень длинный нитевидный язык; гибкий и упругий хвост с рулевыми перьями; красное пятно на голове. Строение дятла связано с его основным занятием – долбёжкой. Хвост служит пружинистой опорой, перья помогают удерживаться, клюв предназначен к разрушению твёрдой коры, а язык – к извлечению добычи. Уникальность птицы в том, что клюв работает как отбойный молоток с частотой в 10 ударов за секунду. А клейкий язык, проходящий через правую ноздрю клюва, способен выдвигаться у разных видов дятлов от 5 до 15 сантиметров для извлечения насекомых из щелей. На кончике языка есть острые зазубрины, на которые буквально насаживается добыча. В голове птицы язык оборачивается вокруг черепа. Дышит дятел только левой ноздрёй. Полёт дятла имеет волнообразный характер с большой амплитудой взлётов и снижения. На землю почти не спускается, неловко себя ощущает, будучи не приспособлены к горизонтальному нахождению. Живут по одиночке, не образуя колоний. Знакомая поза дятла, сидящего на дереве, сохраняется даже ночью, когда он, также подвесившись в дупле на вертикальной поверхности, спит. Все дятловые делают дупла, но период их создания разный. Дятел – птица крикливая и шумная, он не только создаёт громкие звуки долбёжкой, но дополнительно приводит в колебание сучки и ветки, трещание которых слышно далеко. Собственная песнь дятла представляет короткую и частую трель. Основное питание составляют древоточцы: насекомые, их личинки. Интересно, что добывает пропитание дятел только из больных и сгнивших растений, не трогая здоровые деревья. Значительное место в рационе занимают ягоды, семена растений, орехи, добытые из шишек хвойных растений. Вместо воды зимой дятел глотает снег, а весной любит добывать берёзовый или кленовый сок. Общение с птицами требует осторожности. Если удастся создать искусственный уголок леса для дятла, то он наверняка станет любимцем, общение с которым доставит немало приятных минут.
(Картинка с изображением дятла помещается на выставку – кормушку).
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы послушаем голос дятла
(Слайд №10)
Воспитатель:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
(Слайд №11).
Воспитатель:
Снегирь принадлежит к певчим птицам рода снегирей, который в свою очередь относится к семейству вьюрковых. Птица – снегирь относится к небольшим птичкам, по размеру она чуть крупнее воробья. Вес снегиря составляет приблизительно 30 – 35 граммов, но в тоже время телосложение у него достаточно плотное и крепкое. Длина тела обычного снегиря около 18 сантиметров, а в размахе крыльев доходит до 30 сантиметров. Самая выдающая часть птицы – грудка. У самок имеет розово – серый окрас, а вот самцы являются обладателями красных перьев на груди. Это является главным признаком снегирей, которых по яркому оперению на груди очень легко распознать среди огромного количества представителей пернатых. Голова снегирей как будто покрыта сверху чёрной шапочкой, которая плавно переходит в небольшое чёрное пятно на подбородке. Спина птицы имеет голубовато – серый окрас. Крылья у снегирей достаточно яркие, так как представляют собой классическое сочетание: чёрный и белый, которые чередуются полосами по всему крылу. Подхвостье и на хвосте окрашены в белый цвет. Клюв у снегиря широкий и толстый, он окрашен в чёрный цвет. Щёки, шея, бока и живот окрашены в серо – коричневых тонах, интенсивность которых зависит от подвидовой принадлежности. Кроме яркой особенной окраски эта птица обладает ещё одним отличительным свойством – это пение снегиря. Его голос невозможно перепутать с голосом другой птицей, хотя и описать издаваемые звуки достаточно трудно в словесной форме. Более подходящее сравнение – это металлический скрип или свист. Снегири считаются исключительно лесными птицами. Излюбленные места для поселения у снегирей это хвойные леса и смешанные. Зимой снегири вынуждены прилетать в черту города, чтобы добыть корм. Зимой на фоне белого снега снегири на ветках выглядят наиболее эффектно и нарядно, словно праздничные шарики, украсили деревья. Снегири очень любят рябину. Они проводят на рябине несколько минут, пока вдоволь не насытятся семенами в ягодах, ведь саму сочную мякоть снегири не употребляют. Про снегиря можно сказать, что это достаточно спокойные, уравновешенные и неторопливые птички. Но при этом они достаточно аккуратные и осмотрительные. Среди своих в стае у птиц практически никогда не возникает разногласий или открытых противостояний друг с другом. Живут снегири мирно и дружно. Если и возникает агрессия, то в основном у самок. При этом они характерно стучать клювом и вращают головой. Но это бывает достаточно редко, если возникает обоснованная причина. Основной рацион снегирей составляет растительная пища. Животная часть их питания незначительна, они могут поедать небольших насекомых, но это случается очень редко. В основном птицы едят семена различных хвойных и лиственных деревьев, для добычи которых они используют свой сильный клюв особой формы. Кроме этого, они питаются почками, молодыми побегами растений и первой зеленью. В летнее время могут употреблять в пищу и цветы. Не прочь полакомиться и ягодами, особенно черёмухой и рябиной. Картинки снегирей на ветвях рябины можно считать традиционным изображением. В дикой природе продолжительность жизни снегирей может достигать до 15 лет, однако нередко птицы не доживают до этого возраста. Они очень уязвимы к температуре, поэтому из-за недостатка пищи в заснеженные холодные зимы они нередко погибают.
(Картинка с изображением снегиря помещается на выставку – кормушку).
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы послушаем голос снегиря
(Слайд №12)
Воспитатель:
Но есть ещё и другие птицы, которые зимуют у нас на Кубани – это галки, поползни, сороки, вороны и другие, о них мы поговорим на следующем занятии. Посмотрите ребята, какая красивая получилась у нас выставка!
Воспитатель:
Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»
(На доске несколько картинок с изображениями зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку, когда дети открывают глаза, воспитатель спрашивает: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель:
Сегодня я вам покажу, какие птицы умеют маскироваться и как они это делают. Маскировка птиц – это способы приспособления их в окружающей среде. Маскировка помогает птицам охотиться и защищаться от нападения других птиц и животных. Давайте посмотрим на экран
(Слайд №13)
Воспитатель:
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, сделать кормушку и подкармливать птиц.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель:
Ребята, вы делали кормушку, мы её повесим во дворе и будем подкармливать птиц. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Может быть, за зиму мы спасём ни одну птицу.
Приучите этих птиц
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель:
И они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
Заключительная часть.
Воспитатель:
Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?
(Ответы детей)