Любовь Николаевна Шаронова
Конспект занятия «Наблюдения за облаками»
Цель: развитие наблюдательности к явлениям неживой природы.
Задачи:
- учить наблюдать за явлениями неживой природы, анализировать и делать выводы;
- учить пользоваться оборудованием метеоплощадки – «ловец облаков», формировать представление о видах облаков;
- развивать воображение и мышление, учить делать выводы по итогам наблюдения;
- обогащать и пополнять словарный запас;
-воспитывать любовь к природе.
Публикация «Конспект занятия „Наблюдения за облаками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Облака. Наблюдения на прогулках
- Прогулка. Наблюдаем за облаками, ветром, дождем
- Темочки
Предварительная работа: слушание музыкальных композиций «Облака» композитор В. Шаинский, автор текста С. Козлов, «Белые кораблики» композитор В. Шаинский, автор текста Л. Яхнин, дыхательная гимнастика «Облако», во время прогулок наблюдение за сезонными и погодными изменениями в природе, разучивание подвижных игр.
Оборудование: метеостанция, прибор «ловец облаков», мячи, цветные мелки.
Художественное слово: стихи, загадка, поговорки и народные приметы.
Ход наблюдения:
Дети и воспитатель выходят на метеоплощадку.
Воспитатель: предлагаю детям ответить на вопрос: какая сегодня погода? и отметить состояние погоды в календаре природы на метеостанции.
Послушайте загадку:
Бродят в поле в беспорядке,
То овечки, то лошадки.
От порывов ветерка
Вид меняют. (Облака)
Дети: Облака
Воспитатель: Правильно. Сегодня, ребята, я вам предлагаю посмотреть на небо и понаблюдать за облаками.
Воспитатель: Что вы можете сказать про облака? Какие они, на что похожи?
Дети: Облака белые, воздушные, легкие как пушинка.
Воспитатель: Молодцы. Облака бывают разные
Кучевые облака держатся на небе рядышком друг к другу – кучками, поэтому так и называются.
Кучево - дождевые облака - расположены кучками и серые, потому что принесли с собой дождик, они очень тяжелые.
Перистые облака – они легкие, нежные как перышки.
Слоистые облака – они обычно появляются осенью и зимой и покрывают собой все небо.
По облакам можно предсказывать погоду.
Если по небу быстро плывут кучевые облака, то это к дождю.
Если на небе перистые облака, то дождя не будет.
Воспитатель: Вот скажите мне, ребята, а можно ли поймать облака?
Дети: Нет, потому, что они высоко и это пар.
Воспитатель: Конечно, до облаков достать не возможно и поймать их тем более нельзя. А мы попробуем «поймать» их. Обращаю внимание детей на оборудование метеостанции - прибор «ловец облаков». Объясняю назначение прибора, его устройство и правила пользования оборудованием. "Ловец облаков" это – поле, на котором изображены различные виды облаков, в центре поля имеется отверстие. Необходимо "поймать" облако в "окошечко" и сравнить его с образцами на рабочей области, определить, таким образом, его вид.
Игра на развитие воображения «На что похожи облака?»
Затем воспитатель предлагает по очереди 3 – 4 детям с помощью «ловца облаков» самостоятельно определить вид облаков, а других воспитанников оценить правильность ответов.
Воспитатель: Молодцы, здорово у вас получилось.
Вот мы с вами посмотрели на облака и увидели, что все они разной формы. Понаблюдали за тем, как облако медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же наоборот, уменьшается и «тает». Выслушиваю варианты ответов детей, побуждаю к обобщению ответов. На что же они могут быть похожи?
Художественное слово:
Стихотворение:
Облака, облака – кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные, ветерку послушные.
С. Михалков
Игра малой подвижности «Раз, два, три – облако замри!»
Дети свободно двигаются по площадке, по сигналу воспитателя «замри», дети замирают, водящий угадывает, какие фигуры изображают игроки. Игра проводится 2 - 3 раза.
Итог наблюдения : что нового узнали в ходе наблюдения, какие виды облаков увидели и на что они похожи?
Труд в природе:
Цель. Учить работать в группах, выполняя совместно задание.
Деятельность: Сбор опавших листьев для гербария, оформления группы, музыкального зала к празднику.
Подвижные игры: «С какого дерева листок», «Гуси – гуси».
Цель: Повысить двигательную активность детей. Развивать ловкость, увертливость.
Индивидуальная работа по развитию движений: упражнения с мячами.
Цель: Учить детей элементам баскетбола, упражнять в прыжках с мячом между коленями.
Самостоятельные игры с выносным материалом: с игрушками, с вертушками, рисование цветными мелками «Такие разные облака».
Цель: Учить играть дружно, делиться игрушками.