Светлана Видершпан
Конспект занятия в подготовительной группе «На севере диком»
▼ Скачать
Цель:
- Познакомить с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.
Показать взаимосвязь различных видов искусства и возможность выражения одних и тех же чувств, в произведениях поэзии, живописи и музыки.
Закреплять понятие «слово», «словосочетание», «предложение».
Умение свободно оперировать ими.
Задачи:
Сообщение элементарных знаний о творчестве и жизни М. Ю. Лермонтова;
Расширять кругозор детей, развивать любознательность, прививать интерес к русской поэзии;
Поощрять интерес детей к прекрасному.
Образовательная область:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „На севере диком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Художественное развитие;
Социально-коммуникативное развитие.
Материал: портрет М. Ю. Лермонтова, репродукция картины И. И. Шишкина «На севере диком», открытки с изображением фотографий М. Ю. Лермонтова.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей к мольберту. Н а мольберте репродукция картины И. И. Шишкина «На севере диком», закрытая листом бумаги.
Воспитатель: - Дети, вам снятся сны? Что вам сниться? А вы умеете вызывать сны? Предлагаю этому поучиться. Согласны? Но должна вас предупредить: дело это сложное – придется точно выполнять все мои указания. Готовы? (дети рассаживаются у мольберта, воспитатель открывает картину) – Перед вами картина знаменитого художника И. И. Шишкина, посмотрите на нее внимательно и выразите одним словом чувство, которое она у вас вызвала (подводит итог, вводит слово «одиночество»). Теперь более сложная задача: внимательно рассмотрите то, что изобразил художник и составьте словосочетание о том, что вы видите ( при обобщение вводится словосочетания: «Дикий север», «Голая вершина», «Снег сыпучий». Третья задача – самая трудная: рассмотрите картину и составьте по одному предложению о том, что на ней изображено. (Выделить наиболее образные предложения). Вы молодцы, замечательно потрудились: составили красивые предложения и придумали точные словосочетания, выбрали меткие слова. А теперь послушайте, что получится, если ваши слова, словосочетания и предложения соединить. Слушайте внимательно. Если услышите свои высказывания, поднимите руку, когда я закончу рассказ. ( В описательном рассказе педагог использует словосочетания: «Дикий север», «Стоит одиноко», «Голая вершина», «Дремлет», «Сыпучий снег», «Риза»). – Я уже вижу тех, кто узнал свои слова и предложения. А кто услышал незнакомое слово? (объясняет значение слова «Риза»). – Как вы думаете: это сосна одиноко стоящая, на вершине скалы, по среди бескрайнего севера, может видеть сны! О чем они? – ответы детей.
Воспитатель: - А теперь настало время вызвать сон: Сядьте на коврик, ноги сложите «по-турецки», руки свободно положите на колени, ладошками вверх, глубоки вдох, долгий выдох, закройте глаза, готовы? (Воспитатель читает стихотворение М. Ю, Лермонтова «На севере диком»).
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой
В том крае, где солнца восход
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
(Дети рассказывают, что видели в процессе чтения) - увидеть такие замечательные сны вам помогло стихотворение великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Какое оно по характеру (стихотворение).
- Дети отвечают: грустное, печальное.
Воспитатель: - как вы думаете какой по характеру человек мог написать такое стихотворение? (Предложения детей).
Воспитатель: - Давайте посмотрим на портрет. Кто из вас был прав? Пусть великий поэт с портрета понаблюдает за нами, а мы немного отдохнем и поиграем.
Воспитатель: - Давайте сыграем в игру, которая называется «Скажи наоборот».
- А теперь мы с вами проведем дыхательную гимнастику – как дышит злой человек? (дети делают три частых вдоха с быстрыми и громкими выдохами, используя мимику). Как дышит счастливы человек? (дети делают глубокий вдох, разводят руки в стороны: при выдохе обхватывают тело руками, используя мимику). По окончании гимнастики дети садятся на стульчики –
Кто изображен на портрете? Кем был М. Ю. Лермонтов, если он писал стихи и поэмы? (поэтом). А вам интересно узнать, как он стал поэтом? (рассказ сопровождается показом открыток).
Воспитатель: - Вы много узнали о жизни М. Ю. Лермонтова, давайте еще раз прочитаем стихотворение об одинокой сосне. Поможете мне?
- Спасибо, вы почти запомнили это замечательное стихотворение и теперь сможете рассказать его своим родителям. Мы сегодня читали стихотворение, рассматривали картину. Какие чувства они у вас вызвали? (грусть, печаль, тоску). Назовите цвета, на которые похожи эти чувства. Они холодные или теплые? Значит ли это, что грусть, тоска, печаль, одиночество – холодные чувства? (ответы детей).
- Давайте попробуем выразить наши сегодняшние чувства с помощью красок. Работать будем вместе, но прежде чем начать, подумайте, какие краски выбрать. Постарайтесь не накладывать краски друг на друга. Располагайте цветовые пятна рядом, без просветов. Дети садятся за столы и рисуют.