юлия сухова
Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма
▼ Скачать + Заказать документы
Теория 0,5 часа, практика 7,5 часов.
Первое занятие. Теоретическая часть. Практическая часть – эскизирование.
Цель занятия: создать условия для изучения учащимися русской культуры.
Планируемый результат: создание композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма.
Универсальные Учебные Действия :
Публикация «Выполнение композиции „Праздник урожая в деревне“ на основе изучения русского народного костюма» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русский народный костюм
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Урожай
- Темочки
Личностные: формирование мотивации к изучению русской культуры, воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, осмысление места декоративного искусства в жизни общества и значение древних корней народного искусства для современного общества.
Познавательные : познакомить с устным, музыкальным и художественным фольклором, познакомить учащихся с традициями русских народных обрядов и русского народного костюма. Научить отражать в рисунках и эскизах единство формы и декора, создавать собственные композиции на основе изученного материала.
Регулятивные: Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,слайдов. Умение работать в группе.
Коммуникативные: принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
Оборудование : Б. А3, карандаш, сангина, уголь, ленты,пояс,шкатулка,стенд для фотографии.
Техническое оборудование: телевизор
Наглядные материалы : слайд –шоу с фотографиями,репродукции с изображением русских народных костюмов, фотографии праздника.
Ход урока.
1.Приветствие. Организационный момент.
Целеполагание. Мотивация будущей темы урока. Определение цели урока.
Учебная ситуация.
Посмотрите, как замечательно накрыт стол. Сколько на нем фруктов и овощей. Настоящий «праздник урожая».
2.Сообщение темы урока.
3.Изучение нового материала.
1)Рассказ педагога.
Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. На сегодняшнем уроке мы познакомимся со славянским языческим праздником- «Осенины» или праздник урожая. Он праздновался нашими предками до принятия христианства, поэтому его называют языческим.
- Какие языческие праздники существуют на Руси до сих пор и их отмечают? (Масленица, Праздник Купала).
Девочкам, которые правильно ответили на вопрос повязываются на волосы шелковые цветные ленты, а мальчикам повязываются сделанные из тесьмы – пояса.
Эти праздники очень значимые для славян: Масленица – проводы зимы, а праздник Ивана Купала – макушка лета.
Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай.
У восточных славян аналогом дня урожая можно считать первые Осенины 8 (21) сентября.
Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. На праздничном гулянье пели задорные игровые песни.
Давайте послушаем одну из таких песен «Вейся, капустка…» .
2)Прослушивание песни.
К этому дню также печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека, за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»
В этот праздник обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином.
Вечером собирались девушки, парни и рассказывали волшебные, страшные и игривые сказки. Водили хороводы. А с наступлением темноты разжигали огонь и прыгали через него, очищаясь.
3) Рассказ «Русский костюм».
Русское праздничное народное гуляние связано с красотой костюмов и их особым украшением.
Именно поэтому, мы внимательно изучим это яркое явление в нашей истории и культуре - русский народный костюм.
Народный костюм поэтичен, а его великолепие не отделимо от гармонии кроя и богатой декоративности.
Основой женского и мужского костюма служила длинная рубаха из льна или шерсти-сорочица,которая выкраивалась из единого полотна. Давайте посмотрим на фотографию сорочицы.
Рубаха воспринималась как «вторая кожа «человека». Вышивка шла по рукавам, вороту.
4)Беседа.
-А вот теперь скажите: Для чего украшали одежду славяне? (Для защиты от болезней, несчастий, как обереги) .
- Какие символы на одежде славяне использовали для защиты? (Солярный знак, коня, Берегиня, Древо жизни, птицы).
Также девочкам, которые правильно ответили на вопрос повязываются на волосы шелковые цветные ленты, а мальчикам повязываются сделанные из тесьмы – пояса.
5) Рассказ педагога.
Второй важные элемент древнерусской одежды- это понева, которая надевалась поверх рубахи, выкраивалась из двух больших кусков ткани в клетку.
Россия отличалась климатическими,социально –экономическими условиями, благодаря которым костюм не получил единой формы. В каждой губернии имелись местные особенности.
Постепенно сарафан «вытеснил» поневу. С XIV века на Руси известен сарафан, тогда еще как мужская одежда. Лишь позднее он стал частью женского гардероба. Сарафан –платье без рукавов или высокая юбка на лямках. Его носили вместе с рубахой, поясом и передником. Сарафаны шили из парчовых и шелковых тканей, расшивали золотом и серебром, кружевом. Также распространенными были синие сарафаны из льняных и хлопчатобумажных тканей. Декор традиционно окаймлял края одежды, линии разрезов.
Сарафаны XVIII- XIX веков обязательно подпоясывался; дополнялся наградной короткой одеждой без рукавов- епанечкой.
В холодные дни на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Ребята давайте посмотрим на фотографию.
6) Работа с иллюстративным материалом.
Колоссальное значение имели женские головные уборы. Женский головной убор свидетельствовал о статусе. Девичьи головные уборы – венцы и повязки не имели донышка. Замужние женщины носили головные уборы «кокошники» разнообразных форм. Они очень самобытны: однорогие и двурогие, в виде полумесяца, низкие плоские шапочки с ушками, «каблучки». Их шили из дорогих тканей, очелья дополняли выплетенными жемчужными поднизями.
7) Игровая ситуация.
А теперь,посмотрим, как вы запомнили материал. Перед вами фото с изображениями элементов женского народного костюма. А в шкатулке названия этих элементов. Вы должны вытянуть из шкатулки название и правильно прикрепить его к фотографии.
Конечно, русский народный костюм, при сохранении традиционных форм,менялся с течением времени. Как и праздник урожая. Постепенно он где-то превратился в фестивали и ярмарки.
И сейчас где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая - это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
4. Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя.
И сейчас у нас перед нами будет стоять задача – разработать женский образ для своей будущей работы в народном костюме. Начинаем работать с того, что придумываем сюжет и идейную направленность композиции. Кто эта женщина, девушка. Идет ли она на праздник, на гуляния или готовит на стол, к празднику. Затем переносим свой замысел на бумагу. Опираемся на фотографии и репродукции.
5.Подведение итогов работы. Анализ работ учащихся. Оценка.
6. Организованное окончание урока. Уборка мест.