Эльвина Зарипова
Кинезилогические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
овершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.
Публикация «Кинезилогические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Упражнение «Дорожка»
Соединять большой палец левой руки и указательный палец правой руки, большой палец правой руки указательный палец левой руки, и менять местами указательные и большие пальцы.
Упражнение «Знакомство»
Соединяем все пальчики, ладошки положить друг к другу. Большой палец правой руки с большим пальцем левой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т. д. поочередно, начиная с большого пальца разводим и соединяем пальчики.
Упражнение «Разные колечки»
Поочередно, соединять в кольцо на правой руке большой палец и указательный, на левой руке большой палец и мизинец. Одновременно меняем положение пальцев на правой и левой руке
Упражнения телесные.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
Упражнение «Ухо -нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
“Перекрестное марширование”
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой (или локтем) по противоположной ноге (коленке). Сделать шесть пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать шесть пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Массажные упражнения.
Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
Выполняя кинезиологические упражнения - «Кулак – ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Лезгинка», «Зайчик - колечко» и др., у детей развиваются умственные способности и укрепляется физическое здоровье. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что способствует развитию и коррекции проблем психики, мышления, речевого развития.
Для результативности развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- упражнения по кинезиологии проводятся ежедневно перед или вовремя занятий, на утренней гимнастики, в совместной деятельности, после прогулки, после сна, во второй половине дня;
- каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд;
- движения которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать и для другой стороны;
- от детей требуется точное выполнение движений;
- упражнения могут проводится стоя или сидя за столом;
- упражнения могут проводится в любой последовательности.