Иванна Ткаченко
Конспект занятия «Как возникла Россия. Символика страны: герб, флаг, гимн»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как возникла Россия. Символика страны : герб, флаг, гимн»
Цель: формировать у детей представления об истории возникновения нашей страны, ее символике.
Программные задачи: закреплять знания детей о природе России, ее городах, реках, многонациональности. Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой.
Публикация «Конспект занятия „Как возникла Россия, Символика страны: герб, флаг, гимн“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Флаг России. День Российского флага, 22 августа
- Флаг России. Конспекты занятий к 22 августа
- Темочки
Развивать у детей внимание, ассоциативное мышление, образную память и воображение, развивать речевую активность.
Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, уважение к ее символике, чувство любви и гордости за свою Родину. Доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.
Оборудование: географическая карта России, фотографии и репродукции «Просторы нашей Родины», энциклопедия «Россия – великая судьба» С. Переверзевцева; изображения герба, флага России, запись гимна России и других стран мира на диске; пазлы символики России.
Словарная работа: предки, славяне, князья, корона, держава, скипетр.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(В гости к детям приходит Почемучка с портфелем, в руках у него карта).
Педагог: Ребята, к нам сегодня на занятие попросился Почемучка, а что у тебя в руках?
Почемучка: Я вам принес карту нашей Родины! Вы знакомы с ней? (ответы детей)
Педагог: Ребята, Почемучка очень любит задавать вопросы, сейчас он вам их задаст.
Почемучка: В какой стране мы живем? (ответы детей)
- А кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны – России? (двое – трое детей обводят границу России на карте).
- Назовите главный город России. (ответы детей) Покажите его.
- А о чем «говорят», на карте голубой, зеленый, желтый цвета? (ответы детей)
- А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей)
2. Закрепление.
Педагог: Да, Россия - большое государство. В России много городов, морей, лесов.
- Я вам хочу показать фотографии и иллюстрации и вы все увидите сами.
Педагог: Какой город на фотографии? Как вы его узнали? (Кропоткин. Ответы детей).
- А это что за город? (Москва). А как вы догадались? (ответы детей)
- А какое море находится в нашем крае? (ответы детей)
- А это что за город на берегу моря? (ответы детей) (Сочи)
- А какие реки России вы знаете? А как называется река, что протекает через наш город?
- А люди каких национальностей живут в нашей стране? Посмотрите на эти иллюстрации, они вам подскажут. (россияне, украинцы, белорусы, на севере якуты, ненцы и т. д.)
Педагог: Ребята, вы знаете много городов России, нашего края, много станиц. И я вам предлагаю поиграть в игру «Цепочка слов».
Почемучка: А можно и я поиграю с вами?
Педагог: Конечно, Почемучка.
Игра «Цепочка слов»
Почемучка: Ой, как мне нравится у вас, а можно я вам прочитаю стихотворение.
Педагог: Конечно можно.
Почемучка читает стихотворение М. Забилна «Наша Родина» :
«Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга.»
Педагог: Так какая она наша Россия? (ответы детей)
3. Изучение нового материала.
Почемучка: Ой, я так хочу вам подарить вот эту книгу «Россия – великая страна» С. Переверзенцева.
Педагог: Спасибо, тебе Почемучка. Я думаю, что такая прекрасная книга нам очень пригодится на нашем занятии.
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. Я хочу вам об этом рассказать. А чтобы вам легче было запомнить, я буду показывать иллюстрации из книги, что нам подарил Почемучка.
В те древние времена не было еще ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домики по берегам рек, в которых жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. (Показываю). Наши предки – это восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов. (Показываю на карте)
Славяне были очень гостеприимными. Жили славяне в небольших избах. Самым главным у них был князь. Его все слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги. Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия.
Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда нападали враги из других стран (например, немцы, шведы, князья объединялись и вместе побеждали своих врагов. И наконец, князья поняли, что если они объединятся навсегда, а не только на время войн, то будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить.
Князья объединились, а самым главным стал князь Иван 111. (портрет показываю). Все остальные князья стали ему подчиняться, и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.
Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства появился свой герб, новый.
Этот герб и сейчас является гербом нашей страны.
Педагог: Давайте его рассмотрим. (Показываю крупное изображение герба России.) Гербы расположены на щитах.
Педагог: Что вы видите в центре? (Орла)
Педагог: Расскажите о нем, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.)
Педагог: А почему на гербе России изображен орел (Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое.)
Педагог: Но почему у орла две головы? Как вы думаете (Предположения детей) Педагог: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
Педагог: А что вы видите еще? (Корона)
Педагог: Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей).
Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.
- А что в лапах у орла? (Ответы детей).
Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России в те времена правил царь.
- А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава – значит могущество, т. е. страна, в которой правит царь, могучая.
- Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.
У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
У России флаг трехцветный, три полосы – белая, синяя, красная.
Педагог: Что же они обозначают?
Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою стану, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Педагог: У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Автор слов гимна России – знаменитый писатель Сергей Михалков, а автор музыки – композитор А. Александров.
Педагог: А теперь послушайте куплет гимна России.
(Звучит запись музыки российского гимна. Дети слушают стоя)
Физкультминутка.
Лебеди летят, крыльями машут, (Дети машут руками,
Прогнулись над водой, качают головой. качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться. распрямляют спину,
Очень бесшумно на воду садятся. садятся)
4. Осмысление и закрепление материала.
Почемучка: Ребята, у меня для вас есть еще подарки. Вы любите собирать пазлы? (ответы детей) Давайте соберем с вами символы России – герб и флаг.
Почемучка: А кто мне скажет, почему у орла две головы? Куда они смотрят? (ответы детей) (Восток и запад)
Почемучка: А что обозначают скипетр и держава? (ответы детей) (Порядок и верность закону)
Почемучка: А что обозначают три цвета на флаге России? (ответы детей) (Белый – цвет мира, синий – верность, красный – мужество)
Педагог: А я предлагаю поиграть в игру «Найди флаг и герб России» (среди множества других гербов и флагов дети находят символы нашей страны).
5. Итог.
Педагог: Что нового вы узнали для сегодня?
- Так, как возникло наше государство?
- Назовите символы России?
- Ребята, давайте поблагодарим Почемучку за то, что он пришел к нам на занятие и сделаем ему в подарок аппликацию флага нашей Родины.
(Дети наклеивают флаг России из самоклейки).