Людмила Загузина
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений о вулканах.
Задачи:
1. Образовательная:
- познакомить детей с природным явлением - вулканом, внутренним его строением, причиной его извержения, используя знакомые способы добывания информации
-совершенствовать умение получать информацию, задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации.
- способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.
2. Развивающая:
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи ребёнка – дошкольника в сюжетно-ролевой игре, общении со взрослыми и сверстниками, экспериментировании.
- развивать аккуратность;
3. Воспитательная:
- воспитывать любознательность;
- закладывать основы экологической культуры личности.
Материал: картинки с изображением вулканов, книги-энциклопедии, бейджики с символическими изображениями способов исследования взрослым и детям, карточки с заданиями, видеофильм, компьютер (Интернет-ресурс, мультимедиа, халаты, макет вулкана, пластилин, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, чайная ложка.
Ход занятия:
1. Выбор темы исследования
Дети входят в научно-экспериментальный центр «Почемучка».
Мы рады приветствовать вас, ребята, в научно-экспериментальном центре «Почемучка»!
- Приветствие – дарим друг другу улыбку.
Ребята, как вы думаете, что это за такая лаборатория? Что здесь изучают? Что же у нас спряталось за этой ширмой?
(На мольберте появляются фото вулканов)
-Верно, мы сегодня с вами будем исследовать вулканы. А что вы знаете о вулканах? Кто их узучает?
Давайте послушаем Варю, что она может нам рассказать.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
-Так ли это на самом деле как думали раньше люди? А вы хотите узнать о вулканах больше?
Сегодня мы с вами будем играть в юных ученых. В нашей научной лаборатории возникли вопросы по теме «Вулканы».
-Кто такие ученые?
Ученые – это умные люди, которые нередко принимают участие в различных научных конференциях, где не только рассуждают на разные темы, но и доказывают собственные предположения или догадки, проводят эксперименты, затем выставляют на народное обсуждение.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем рассуждать, доказывать, экспериментировать?
Для проведения этой игры вам необходимо стать научными сотрудниками-исследователями.
2. Поиск и предложения возможных вариантов исследования.
- Где и как можно найти информацию о вулканах?
Дети высказываются о знакомых методах исследования, возможных в стенах детского сада. Символические обозначения методов исследования вывешиваются (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм)
- Уточним: что нам надо узнать:
• Что такое вулканы?
• Из чего состоят вулканы?
• Какие бывают вулканы?
• Что происходит при извержении вулкана? Чем это опасно?
- Поскольку вопросов для исследования много, предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию по своему вопросу. Собрав всю информацию вместе, мы получим целое сообщение, его называют «доклад», которое вы сможете рассказать другим людям (родителям, друзьям, гостям).
- Какие методы исследования будем использовать? (книги, взрослый человек, видеофильм, компьютер – Интернет)
- Подумайте, каким способом можно объединиться в пары? Для вас приготовлены белые халаты и бейджики разных цветов, выбирайте себе пару по цвету бейджика. Все согласны с этим способом? Тогда объединяйтесь. Найдите
Каждая пара получает карточку с символическим изображением метода исследования и вопроса, по которому надо найти информацию.
1-я пара идет искать информацию с помощью видеофильма.
2-я пара идет искать информацию с помощью взрослого – гостя, который поможет ответить вам на вопросы
3-я пара идет искать информацию с помощью книг-энциклопедий.
- Что нужно уметь человеку, чтобы найти информацию в книге? (читать) Кто из вас сможет прочитать и найти ответ на вопросы? Мы попросим нашего гостя вам помочь.
4-я пара идет искать информацию с помощью компьютера.
5-я пара остается с воспитателем, рассматривает изображение вулканов в книге и изготовляет макет вулкана, проводит опыт.
3. Сбор информации
1 пара детей вместе с другим воспитателем смотрят видеофильм.
2 пара обращается за помощью к гостю.
3-я пара вместе с другими воспитателями-гостями изучают содержание книг-энциклопедий
4 пара детей вместе со старшим воспитателем подходит к компьютеру. Взрослый объясняет и показывает, как с помощью Интернета можно найти нужную информацию. Главное правило Интернета – правильно сформулировать вопрос. Взрослый спрашивает у детей, какой вопрос их интересует, набирает его в строке поиска: «Что такое вулкан?». Информацию, найденную в Интернете взрослый зачитывает детям.
5-я пара детей вместе с воспитателем создают макет вулкана для проведения опыта.
4. Обобщение полученных данных.
Дети, изучив информацию по своему вопросу в разных источниках, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом для построения единого доклада.
Проводится опыт «Извержение вулкана»
Для проведения этого опыта нам потребовалось: пищевая сода, столовый уксус, немного моющей жидкости, красная краска. В вулкан мы засыпали соду и влили уксус, что привело к реакции.
5. Презентация доклада.
Среди детей определяется докладчик (по желанию детей или выбору воспитателя). Выбранный ребенок с помощью видеопрезентации рассказывает про вулканы гостям. По окончании доклада присутствующим взрослым предлагается задать вопросы исследовательской группе.
6. Итог занятия.
- Что нового вы узнали?
- Как узнали? С помощью чего?
- Какие трудности испытывали?
- Как справились с трудностями?
- Кому расскажите о том, что вы узнали?
7. Побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.
- Я принесла энциклопедии, которые вы можете рассмотреть и узнать, что-нибудь еще интересного о вулканах.