Юлия Дмитриева
«Измерение толщины, длины и массы предметов». Конспект НОД по математике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(СТАРШАЯ ГРУППА)
ТЕМА: Измерение толщины, длины и массы предметов.
ЦЕЛИ: 1. Обучающие: познакомить детей с приемом сравнения толщины, длины и массы предметов измерением условной меркой; упражнять в ориентировке в пространстве - различать пространственные направления: справа; слева; закрепить умение различать геометрические фигуры по размеру, цвету и форме.
Публикация «„Измерение толщины, длины и массы предметов“, Конспект НОД по математике в старшей группе» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
2. Развивающие: развивать память, мышление, воображение;
3. Воспитательные: воспитывать нравственные чувства.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ :
• ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ:
3 гнома (их туловища- цилиндры одинаковой высоты, но разной толщины; в 3 колпачках: синий, красный, желтый);
3 мешочка с песком одинакового размера, но разной массы : 100, 200 и 300 граммов;
веревки разного цвета для измерения толщины;
сундучок с подарками для детей (с линейками)
полоска материала голубого цвета (речка);
елочки, березки;
3 палочки разной толщины для мешков;
линейка, палочки, весы, часы, веревки, полоска бумаги ;
замок с прорезом; связка ключей.
• РАЗДАТОЧНЫЙ:
Для каждого ребенка / 12 детей/ :
3 палочки разной длины;
вырезанные из цветной бумаги елочка и березка;
полоска бумаги;
ножницы
простой карандаш
Ход ЗАНЯТИЯ:
І. Воспитатель/ в роли Белоснежки/ :
- Здравствуйте, ребята и гости! Я пришла к вам из сказки. Посмотрите на мой наряд; как вы думайте, как меня зовут? Из какой я сказки?
Дети:- Белоснежка из сказки «Белоснежка и семь гномов»/ если не отгадали- загадываю загадку; если отгадали- читаю загадку как стихотворение/.
Загадка про БЕЛОСНЕЖКУ:
Маленькие гномики в домике живут,
Маленькие гномики пряники жуют.
И живет еще там сладкоежка,
А зовут ее все… / Белоснежка/
Воспитатель:- Я пришла к вам ни одна, а со своими друзьями / показ гномиков/. Это самые непослушные, любопытные и неугомонные гномики. Они носят разноцветные колпачки, поэтому их и прозвали по цвету колпачков. Как зовут этого гнома? (показ)
Дети:- Красный колпачок, Желтый колпачок, Синий колпачок.
Воспитатель:- Дети, скажите сколько в сказке было гномов? (7)
- Сколько гномиков у меня? (3)
- Как вы думаете, где гномиков больше в сказке или у вас в гостях? (в сказке)
- Гномики пришли пригласить вас в сказочный лес. Они ищут сокровища в пещерах, собирают их в свои мешочки, а потом хранят эти сокровища в своих сундучках. Посмотрите на них, у них и сейчас с собой эти мешочки /показ/
Воспитатель:- Путь до пещеры по сказочному лесу не близкий; не мало испытаний надо будет преодолеть. Подумайте, хватит ли у вас сил и знаний?. Готовы? Тогда начнем…
Вот и сказочный лес; птички поют / музыка: пение птиц/; вокруг елочки и березки.
ІІ. 1). Посмотрите, тропинка по которой идут гномики проходит между деревьев и она очень узкая.
- Как вы думайте, смогут ли гномы пройти по тропинке между деревьями? /предположения детей/. Почему? Что нужно сделать, чтобы узнать точно? (измерить гномов). Измерим их толщину.
- Посмотрите вокруг, чем мы их можем измерить? Чем удобнее? / разложены: линейки, веревочки, палочки, полоски бумаги, весы, часы/
Дети: (предлагают свои варианты).
Воспитатель:- Ребята, чтобы сравнить гномиков по толщине воспользуемся веревочками. Показ:
• измеряю по очереди гномиков (длина окружности) с помощью веревочек разного цвета - цвет подобран в соответствии с цветом колпачков;
• складываю эти веревочки рядом друг с другом, концы веревок с одного края надо подравнять по краю стола - дети видят что веревки разной длины. Делаем вывод: чтобы измерить толщину Красного колпачка понадобилась самая длинная веревочка, значит, он самый толстый; Желтый колпачок- потоньше, а Синий колпачок- самый тонкий;
• можно предложить детям свернуть эти веревочки в колечки, которые сложить один в другой. Вывод: среднее колечко лежит внутри большого, а маленькое внутри их (следовательно, самый толстый Красный колпачок, так как для измерения его толщины понадобилась самая длинная веревка).
• Чтобы узнать пройдут ли гномы по тропинке между деревьями, узнаем ширину тропинки. Полученную полоску накладываем на колечки и видим, что полоска короче чем первое колечко. Делается вывод, что самый толстый гномик не сможет пройти по этой тропинке.
Воспитатель: -А этому гному какой совет можно дать?
Дети: - Нужно обойти дерево.
2). Воспитатель: - Гномики прошли между деревьями и отправились дальше в путь; впереди показалась речка (около речки разложены ножницы и простые карандаши). Подумайте и подскажите, как перебраться гномикам через речку?
Дети: - Нужно построить мост.
Воспитатель:- Посмотрите из чего вы можете построить мост? будем (из бревнышек)
- Как вы думайте, все ли бревнышки подойдут для строительства? (ответы детей)
- Почему ты так считаешь? ( пример: что будет если я для моста выберу самую короткое бревнышко? Оно просто утонет в речке).
- Что необходимо нам сделать в первую очередь, чтобы построить мост нужной длины?
Дети:- Измерить ширину реки. Затем выбрать бревно нужной длины.
Воспитатель:- С помощью чего мы можем измерить ширину реки?
Дети:- С помощью условной мерки- веревочки или полоски бумаги (у каждого ребенка).
Воспитатель: (показывает образец измерения).
- Постройте мостик для гномов. Для этого, что ты будешь делать? (спрашивает ребенка)
- Что вам, дети, помогло построить мост?
Дети: умение:
• думать
• измерять
• сравнивать
• договариваться
• работать всем вместе
Воспитатель:- Молодцы!
3). Воспитатель:- Перешли реку гномики, сняли мешочки и решили отдохнуть. Отдохнем и мы с ними. Встаньте поудобнее. /физкультминутка под музыку/
4). Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наши гномики о чем- то задумались. Наверное, не знают – кто какой мешок должен взять?
Как теперь гномы узнают, где чей мешок? Мы с вами можем прийти к ним на помощь?
Дети: предлагают свои варианты :
• взвешивают мешочки на руке, сравнивают в соответствии с весом, ставят напротив каждого гнома.
• взвесить с помощью весов - ДЛЯ ТОЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА.
- Почему они так разобрали свои мешочки? / ответы детей/
ІІІ .\\ закрепление детьми слов про себя: самый толстый, потоньше, самый тонкий; самый тяжелый, полегче, самый легкий//
Воспитатель:- Довольные гномы продолжили дальше свое путешествие до пещеры по сказочному лесу. Справа от дорожки росли березы, а слева - елки. Заспорили гномы.
Желтый колпачок утверждает, что елки находятся слева, а Синий - справа.
Ребята, разрешите их спор: положите справа от себя березку, а слева – елочку. / проверка: дети закрывают деревья руками. Проверьте себя- поднимите правую руку, какое под ней дерево? Слева- проверяет сосед/
Воспитатель: - Ребята, вот мы с вами и дошли до пещеры, сейчас гномики могут положить в сундучок свои сокровища. Ну вот беда – сундучки закрыты на замки.
- Что нужно сделать?
- Правильно, нужны ключи. Но посмотрите как их много. Нужно выбрать нужный ключ. - Ребята, спешите на помощь!
Дети;- / должны найти ключ: выбирают из 12 карточек ту, которая повторяет форму замка/.
ІV. Воспитатель:- Гномики, с вашей помощью, ребята, смогли добраться до пещеры, открыть свой сундучок и положить туда свои сокровища.
Давайте, подумаем и ответим, чему мы сегодня научились, что новое узнали, что смогли помочь гномикам?
Дети:-
• Мы нашли ключ, подобрали его и смогли открыть замок, потому что умеете различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру.
• Помогли перебраться через речку, построив нужный мостик, потому что выбрали нужные бревнышки
• Помогли найти нужный мешок, взвесив их с помощью рук или весов; узнали какой мешок самый тяжелый, полегче и самый легкий.
• Помогли найти нужную палку, чтобы удобнее было идти.
• Помогли пройти между деревьев, научившись измерять толщину гномов; установили кто из гномов самый толстый, потоньше и самый тонкий.
Воспитатель: - Ребята, вы смогли помочь гномикам, потому что научились сравнивать: гномов по толщине с помощью условной мерки- веревка; измерить вес мешков; различать понятия: слева, справа.
Гномы благодарят вас за вашу помощь и хотят подарить вам подарки / линейки, полоски бумаг, веревочки – для измерения толщины/.