Светлана Николаевна Федотова
Конспект занятия по изготовлению масок «Маска, я тебя знаю!»
Тип занятия : комбинированный
Цель занятия : учить детей изготавливать маски
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить учащихся с историей возникновения масок.
• Учить изготавливать маски из картона, бумаги и других материалов.
Развивающие:
• Развивать фантазию, мышление, творческое воображение, художественный вкус.
• Совершенствовать координацию движения.
Воспитывающие:
Публикация «Конспект занятия по изготовлению масок „Маска, я тебя знаю!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Костюмы и маски своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• Воспитывать любовь к театру, культуру поведения на занятии, аккуратность при работе с ножницами, красками, клеем.
Материал: картон, белая бумага, цветная бумага, клей, краски, ножницы.
Оборудование: доска, иллюстрации масок, образцы-маски, трафареты; клей, ножницы, краски, кисти, материал для масок на рабочих столах учащихся.
План занятий
1. Орг. момент. Сообщения темы и цели занятия.
2. Рассказ педагога об истории возникновения масок.
3. Театрализованное представление «Репка».
4. Объяснение технологии выполнения масок
* Показ образцов масок.
* Объяснение последовательности выполнения.
5. Игровая пауза.
Физминутка «Две лягушки».
6. Практическая часть.
* Индивидуальная работа.
* Показ приёмов приклеивания.
7. Подведение итогов
* Слово педагога.
* Художественное слово.
* Анализ детских работ.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Проверь, дружок! Ты готов начать занятие?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Беседа:
Отгадайте загадки:
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — актёр.
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся —режиссёр.
То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный костюмер.
Где можно встретить людей этих профессий? (В театре).
Ребята, актёр играет в театре разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться? (Костюмы, маски).
Что из этого мы с вами сами можем изготовить?
Сформулируйте тему занятия.
Педагог:
- Сегодня наше занятие посвящено маскам. Вы узнаете о том, как в нашу жизнь пришли маски, а затем мы начнём готовиться к предстоящему осеннему празднику – делать маски.
Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый, -
Собирается на бал!
Закружился клён с осиной,
Утки крячут над лозиной, -
Лес танцует… карнавал. («Лес» Вл. Приходько)
- Как удачно подметил поэт явление природы и сравнил осеннее разноцветье листопада, его яркие краски с маскарадом и карнавалом. Давайте попробуем определить – что же такое «маска»? Как вы это понимаете?
Учащиеся:
- Маска – это что-то скрывающее лицо.
- Маска – это нарядная накладка для лица.
- Маска накладывается на лицо и изображает какое-нибудь животное или разные лица людей.
Педагог:
- Молодцы. Обобщая ваши ответы, можно сказать, что маска – это специальная накладка с каким-либо изображением, накладываемая на лицо человека. На маске может быть изображение человеческого лица, звериной морды, маска может быть головой мифического существа и так далее. Изготавливаются маски из различных материалов.
2. Рассказ педагога об истории возникновения масок
Применение масок началось с древнейших времён у многих племён и народов мира в Африке, Северной и Южной Америке, Азии. Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов и на охоте. Изображали они человеческие лица с разными гримасами, головы животных или мифических существ. Считалось, что использование таких масок поможет на охоте, принесёт удачу.
Так же в древности маски применялись и в ритуалах погребения, они клались на лица умерших. Такой обряд был у многих народов, например в Египетских гробницах фараонов. При захоронении своих правителей, египтяне украшали лица умерших золотыми масками. По таким маскам в наше время учёные изучают, как жили люди в те далёкие времена.
Гораздо позже появились маски театральные, как специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра.
В древности маски изготавливались из разных материалов: древесной коры, дерева, кожи, травы, материи, кости, глины, гипса, золота и украшались драгоценными камнями. Но для изготовления театральных масок стали искать более лёгкие материалы, и в ход пошла бумага, картон, техника «папье-маше» и другие лёгкие материалы. Театральная маска заменяла мимическую игру лица, передавала разные душевные настроения актёра.
Например, маски могли изображать страдание, грусть, радость, удивление.
В Древней Руси в маски наряжались скоморохи, вспомните детский фильм «Русалочка». Там показано Средневековье и маски, выполненные из дерева. Скоморохи, которые выступали на ярмарке, прикладывали маски к лицам с весёлыми и грустными гримасами.
В 16-18 веках театральные маски носили комические персонажи итальянской комедии Дель - Арте. К 18 веку итальянский театр стал так популярен, что маскарадные спектакли переросли в целые праздничные шествия - карнавалы. Карнавалы сохранились в нашей жизни, и по сей день.
Особенно был популярен карнавал в Италии – в городах Риме, Венеции, в Германии, во Франции – в Ницце. Нынче очень популярны карнавалы в Латинской Америке, Испании, Китае.
В России они носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы – Масленица была праздничным карнавальным гуляньем, связанным со сменой времён года. Карнавалы с массовыми гуляньями, уличными шествиями, театрализованными играми, фейерверками остаются популярными и сейчас, особенно в Новогодние и рождественские праздники.
Современные материалы позволяют изготовить действительно неповторимые маски, передать яркие необычные образы плоскостные и объёмные.
В наше время в современном театре маски заменил грим. Театров, где традиционно используются маски, осталось очень мало. Таким исключением является Японский театр Кабуки, где все роли играют мужчины, поэтому, изображая женщин, они выступают в масках.
В современном театре маски используют периодически, например, в новогодних спектаклях. И сегодня мы с вами будем изготавливать осенние полумаски, которые часто одеваем на праздниках. Полумаски – это маски, закрывающие часть лица.
3. Закрепление пройденного материала.
Театрализованное представление «Репка»
4. Объяснение технологии выполнения масок
- Перед вами лежат шаблоны для изготовления полумаски «Репка».
1. Основа всех полумасок – картон, приклеиваете полоску, получается кольцо.
2. Далие можно приступать к работе с красками. Раскрашиваете красками «Репку» аккуратно.
3. Когда вы закрепите кольцо к специальной детали приклеиваете эту картонную заготовку к маске.
4. Демонстрация образцов.
Перед тем, как вы приступите к работе, я хочу показать образцы масок. Если вы меня внимательно слушали, то вы успешно справитесь с работой.
Приступайте к работе. Сейчас ваша задача изготовить основу маски, а уже после этого оформить её.
5. Игровая пауза
Физминутка «Две лягушки»
6. Практическая часть
1. Самостоятельная работа детей.
2. Анализ рисунков в ходе работ.
3. Выявление лучших работ.
7. Подведение итогов.
- Чем на занятиях мы сегодня занимались?
-Из чего изготовили маски?
-Чем в современном театре заменены маски?
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Занятие окончено. Идем на перемену.
Литература:
1. Высотская О., сборник «Круглый год», М., издательство «Детская литература»,1993г.
2. Гальперштейн Л. Я., «Карнавал. Маски. Костюмы», М., РОСМЭН, 1997г.
3. «Маски», статья в Большой советской энциклопедии, том № 15, М., изд. Советская энциклопедия, 1985г
4. Приходько В., сборник «Юный художник», М., изд. «Детская литература», 2000г
5. Я познаю мир : Детская энциклопедия: театр. Автор: И. А. Андриянова; М. ООО «Издательство АСТ» 2000г.
Самоанализ
Тема: Изготовление масок «Маска, я тебя знаю!»
Цель: научить детей изготавливать маски.
Программное содержание :
- совершенствовать умения и навыки в изготовлении маски
- формировать интерес к искусству
- воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
Всего детей по списку: 12человек
На занятии присутствовало : 12 человек
Детям была сообщена тема занятия
Все цели, поставленные на занятии, соответствуют особенностям детского коллектива.
На занятии были использованы здоровье сберегающие технологии.
Этапы занятия : подготовительный, основной, заключительный.
На занятии использовались методические приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Дети на занятии работали индивидуально.
Педагог на протяжении всего занятия следил за осанкой детей, за правильностью выполнения работы. В конце занятия был подведён итог.
Вывод: Занятие достигло поставленной цели, задачи реализованы