Елена Бабарико
Игровая ситуация «Испытание магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное видеописьмо. Давайте его посмотрим. Воспитатель включает интерактивную доску, дети смотрят видеосюжет про Незнайку (взрослый, переодетый в костюм Незнайки). Содержание видеописьма: “Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста”.
2. Актуализация знаний.
Публикация «Игровая ситуация „Испытание магнита“» размещена в разделах
Дидактические задачи:
1. Выявить свойства предметов
2. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
Воспитатель: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости).
– Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).
– Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для определения металлических предметов ;
2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;
– Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу.
Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики.
– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.
Работа с таблицей.
резина -
дерево -
железо +
пластмасса -
бумага -
Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.
– Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи.
1. Формировать представление о свойствах предмета;
2. Актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает» или проверю опытным путем;
3. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление;
4. Обогащать познавательный опыт детей:
Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.
– Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей). Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: обогащать познавательный опыт детей: свойства предмета.
– А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу “Школу волшебников”, где я вам покажу фокус.
Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус “Летающая бабочка” (см. описание в приложении).
– Кто догадался, почему моя бабочка летает? (К ней прикреплена скрепка. С помощью магнита скрепка притягивается и передвигается и бабочка летает). Дети рассматривают конструкцию.
– Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и коробке, и попробуйте поднять сою бабочку в воздух.
Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
– Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Отлично, в следующий раз так и сделаем.
Технологическая карта образовательной ситуации «Испытание магнита»
Образовательная область Познавательное развитие
Возраст детей, группа 6-7 лет, подготовительная группа
Тип НОД Открытие нового знания
Тема НОД " Испытание магнита"
Цель Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи – систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
– стимулировать самостоятельность и активность детей;
– воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;
– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).
Техническое обеспечение:
Материалы: – на каждого ребё нка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, заранее нарисованные бабочки, нитки, скрепки, скотч;
– таблица-схема для занесения результатов эксперимента ;
Техническое обеспечение: интерактивная доска, видеописьмо от Незнайки.
Предполагаемый результат Знать, как можно определить металлические предметы
Этапы технологии «Ситуация» Деятельность воспитателя Методы, приемы Деятельность воспитанников Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
I. Введение в ситуацию - Мотивация на предстоящую деятельность детей
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное видеописьмо. Давайте его посмотрим. Воспитатель включает интерактивную доску, дети смотрят видеосюжет про Незнайку (взрослый, переодетый в костюм Незнайки). ”. Беседа, демонстрация на доске Отвечают на вопросы воспитателя, Умение слушать и понимать, сравнивать, предполагать Психологическая готовность детей.
Внутренняя мотивация на деятельность.
Ответы детей.
Этапные задачи. Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.
II. Актуализация знаний Воспитатель: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости).
– Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).
– Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент). Беседа с опорой на личный опыт детей Ответы на вопросы Умение слушать и понимать, предполагать. Ответы детей
Этапные задачи. 1. Выявить свойства предметов
2. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
III Затруднение в ситуации – Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу.
Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики.
– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”. Беседа
Проблемные вопросы
Фиксация результатов Выполнение заданий опытным путем, работа с таблицей Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения Ответы детей, работа с таблицей
Этапные задачи 1. Создать мотивационную ситуацию для определения металлических предметов ;
2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;
IV Открытие нового знания или способа действий Магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.
– Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей). Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит. Объяснение Восприятие полученной информации Умение выбирать способы преодоления затруднения Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового.
Этапные задачи Формировать представление о свойствах предмета; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - "если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает" или проверю опытным путем; тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление.
V Включение новых знаний в систему знаний – А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу “Школу волшебников”, где я вам покажу фокус.
– Кто догадался, почему моя бабочка летает?
– Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и коробке, и попробуйте поднять сою бабочку в воздух.
. Практический Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус «Летающая бабочка»
Дети рассматривают конструкцию.
Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой Выполнение задания;
Самоконтроль;
Корректировка. Анализ индивидуальных достижений, фиксация результата.
Этапные задачи обогащать познавательный опыт детей: свойства предмета.
VI Осмысление (итог) – Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Отлично, в следующий раз так и сделаем.
Хвалит детей. Беседа Ответы на вопросы Умение оценивать свои действия Ответы детей
Этапные задачи Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.