Людмила Лоскутникова
Игровая деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель «Детского сада п. Молодежный» : Лоскутникова Людмила Павловна.
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.
Организация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, занимает огромное место в жизни детей, способствует разностороннему развитию дошкольника, формирует у детей представление об окружающем мире способствует повышению познавательной мотивации, а также формирует игровые умения у детей.
Публикация «Игровая деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Очень важно целесообразно организовывать игровую деятельность в ДОУ.
В нашем детском саду систематически используются дидактические игры с детьми. Они способствуют развитию умственных способностей ребенка, органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления.
Настольно - печатные игры. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — найти две шапочки, совершенно одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся одна от другой.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?» : дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу, развивать, не только речь детей, но и воображение, творчество. Здесь часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.
В более старших группах: дети играют в шахматы, шашки, мозаику с мелкими деталями.
Музыкально – дидактические игры: «Узнай звук», «На чем играю».
Сенсорные игры: с природным материалом, различные шнуровки («Развесь листья», «Заплети солнышку лучики», «Зашнуруй обувь»)
Словесно – дидактические игры: «Съедобное - не съедобное», «Сломанный телефон»
Заметим, что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию.
В младше - средней группе играем в такие игры, как «Поймай шарик», «Дуй на шарик.», «Оденься», «Валенки», «Поймай мяч», «Обгони», «Вороны и воробьи» и т. д.
В старшей и подготовительной к школе группах: «Ловишки с ленточками», «Мяч водящему», «Разведчики», «Куропатки и охотники»
Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли.
В подвижных играх, проводимых с дошкольниками, не обязательно определять победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к другу. Только в старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков.
Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т. д.
Народные игры - это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т. д.). Они - неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении. В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т. п. Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного
материала (игры «Палочка-выручалочка», «Жмурки», «Гуси-гуси», и др.). В этих играх от ребенка требуется быстрая и правильная реакция.
Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя библиотекаря и т. д.
Во всех группах играют в такие игры как: Больница, Строители, Семья, Почта, Салон красоты, Супермаркет.
Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело.
Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труду, вообще к жизни.
Строительные игры в жизни детей старшей и подготовительной к школе групп занимают значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что опыт детей шестого года жизни шире и разностороннее. Потребность выразить свои впечатления об окружающем, о постройках, транспорте, труде взрослых людей, о разных явлениях быта семьи и детского сада определяет характер и содержание игры.
Также в соответствии с возрастом используются более крупные и мелкие строительные материалы.
В младшем возрасте строим с крупным строительным материалом: гараж, кроватку для кукол, дом.
В старшем возрасте дети охотно играют с конструктором «Лего», а кроме того с крупным строительным материалом, но постройки сложнее («Моя улица», «Красивые мосты для кукольного городка», «морской порт»)
Игры – Эксперименты. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Проводятся опыты уже с младшего дошкольного возраста, например с песком: «Песочные часики», «Сыпучий песок» или «Свойства мокрого песка». Так же с бумагой: «В Царстве бумажной королевы», «Свойства бумаги», «Волшебная капелька» или «Какая бывает вода», с водой, магнитами, воздухом, солнечным светом и т. д. Используют микроскопы, лупы, компасы, деревянные и металлические материалы.
Если в младшем возрасте в большей степени опыты направлены на тактильное ощущение предметов, то в старшем с усложнением различных действий.
В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям
Театрализованные игры
Дети дошкольного возраста очень любят сказки. Слушая сказку, ребенок представляет себя в той или иной роли, мысленно попадает в «сказочные ситуации», открывая для себя нечто сокровенное и волнующее.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы или актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций - они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания, перспектив развития; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т. д.
Педагоги поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!»