Анна Татаринцева
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Дыхательная гимнастика - залог правильной речи"
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений. Органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.
Темочки:
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатывается и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производят тонко дифференцированные колебательные движения,обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций,тесно связанных с производством устной речи.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования.
Таким образом, детям с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Так грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции как речевое дыхании.
Для устранения речевых патологии существует энергоинформационный подход,что даже обычные звуки имеют эффект.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:
1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем дыхание можно менять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д., т. е. выполняя определённые дыхательные упражнения. У детей в силу ряда анатомо-физиологических особенностей аппарат внешнего дыхания и газообмен функционируют в условиях, обеспечивающих потребности организма в кислороде за счёт наиболее напряжённой деятельности, чем у взрослых. Физиологические приспособительные механизмы детского организма нестойки, а резервы недостаточны, поэтому возникает дыхательная недостаточность. Это и объясняет сравнительно частые заболевания органов дыхания у детей.
Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся ещё уже, и ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения необходимо включать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Кроме того, такие упражнения помогают ребенку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, поможет улучшить умственную активность малыша. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований;
- восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;
- налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
- исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника, формирует правильную осанку;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных;
- подготавливает к овладению сложными действиями в процессе формирования умений и навыков;
- развивает силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы;
- развивает подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела;
-медленный выдох помогает ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, помогает избежать стресса.
Универсальность дыхательной гимнастики :
- не имеет противопоказаний;
- очень результативна;
- повышает внимание и улучшает память;
- в сочетании со звуковыми упражнениями эффективна в логопедической работе;
- улучшает речевое дыхание и звучность речи;
- устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;
- лечебная и профилактическая;
- оздоровительная и развивающая;
- восстанавливающая силы и улучшающая настроение;
- выполняется сидя, лежа, стоя;
- в помещении и на улице;
- для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих;
-выполняется как по частям, так и комплексно;
- используется с раннего возраста, как индивидуально, так и с группой детей.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях, Дыхательную гимнастику можно выполнять как в покое, так и при ходьбе.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
При разработке комплексов надо учитывать:
- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;
- доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.
Особенности проведения дыхательной гимнастики в условиях ДОУ.
Одно из необходимых условий правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Наша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Надо показать, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Можно дать ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Взрослый должен помочь почувствовать разницу. Затем можно дать подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Можно дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Очень увлекательная игра – ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата.
Еще одна очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает.
Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но нужно помнить, что дыхательные упражнения очень утомляют, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Во время прогулки можно показать, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем нужно обязательно полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно можно также развивать восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»
Занятия с детьми в условиях дошкольного учреждения имеют ряд специфических особенностей в организации и методике проведения. С чего начать занятия дыхательной гимнастикой для детей?
Начинать занятия рекомендуется с выполнения нескольких упражнений (двух–трех, которые можно делать во время обычной утренней гимнастики. Для детей дыхательная гимнастика является достаточно сложной, поэтому не следует сразу нагружать ребенка большим количеством новых упражнений. Важнее, чтобы для начала он научился правильно выполнять два или три простых элемента, а затем можно будет постепенно вводить новые упражнения.
Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики.
Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте! ” Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения. При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить.
Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа. Во время занятий полезно не только «руководить», но и время от времени делать упражнения вместе с ребятами. Это и не помешает личному здоровью, и будет служить лучшим ориентиром, особенно для младших дошкольников.
Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме. Хорошо обыграть с малышами упражнение, «превратившись» в дровосека, жука, пчелу, ежа, изобразить самолет, паровоз, часы, не просто выполнить упражнение на задержку дыхания, а «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятавшись от медведя, гусей-лебедей.
Педагогу необходимо самому быть эмоциональным, включаться в игру заряжать детей своей энергией.
Для поддержания интереса можно объединять упражнения в комплекс единым сюжетом, меняя игровые приемы и мотивацию (например, отправиться в путешествие, кого-то спасать, идти в лес или зоопарк, поехать в деревню к бабушке). Но технику выполнения дыхательных упражнений необходимо выучить с детьми заранее, чтобы в процессе проведения игрового комплекса не терялась единая сюжетная линия. Для сохранения интереса и внимания маленьких дошкольников при организации игровых сюжетов в образовательном процессе можно использовать наглядность — декорации, костюмы.
Занятия рекомендуется проводить ежедневно, в облегчённой одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, желательно в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи, но и не на голодный желудок). Продолжительность занятий – от 5 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий:
- 1-ая младшая группа - 5-10 мин.
- 2-ая младшая группа - 10-15 минут
- средняя группа - 15-20 минут
- старшая группа - 20-25 минут
- подготовительная группа - 25-30 минут.
Вывод.
Изучение опыта работы многих дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения необходимо включать дыхательную гимнастику.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому педагоги детских дошкольных организаций большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения, одной из которых с успехом является дыхательная гимнастика. А универсальность делает ее незаменимым помощником в борьбе за здоровье подрастающего поколения. Ведь она не имеет противопоказаний, очень результативна, выполняется в помещении и на улице, не требует особых условий, используется с раннего возраста, как индивидуально, так и с группой детей.
Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.
Поэтому дыхательная гимнастика для дошкольников является отличным способом, чтобы помочь ребенку в поднятии иммунитета, оздоровления организма, а также в развитии речи.
Список используемой литературы:
1. Вареник Е. Н. «Утренняя гимнастика в детском саду.» - М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия.» – Волгоград: Учитель, 2008 г.
3. Зинатулин С. Н. «Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания» - Айрис-пресс, 2007г.
4. Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. «Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ» : - Детство-Пресс, 2012г.
5. Пантелеева Е. В., «Дыхательная гимнастика для детей» - Человек, 2012 г.
6. Подольянская Е. И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок» – Волгоград: Учитель, 2009 г.
7. Попова Н. М., Харламов Е. В. «Дыхательная гимнастика для детей» - ИКЦ "МарТ", 2004
8. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» : - Детство-Пресс, 2017 г.
9. Щетинин М. «Гимнастика Стрельнковой для детей» - Метафора, 2012 г.
10. Онучин Н. А. «Дыхательная гимнастика для детей» - АСТ, Сова, 2005г