Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и русская народная культура

Раиса Коннова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников и русская народная культура
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и русская народная культура»

Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Первомайский детский сад» филиал «Дружба» Коннова Раиса Васильевна

2016 год

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и русская народная культура» размещена в разделах

Свою работу по данной теме я строила на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения. Моей целью в этой работе стало: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В связи с этим ставила перед собой задачи по духовно – нравственному воспитанию дошкольников такие как :

• Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

• Создать условия для восприятия целостной картины мира.

• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

• Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

• Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

• Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

• Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению и народной музыке.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаю специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формирую опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Всю жизнедеятельность ребенка в детском саду пронизывает «Русский детский фольклор». Для самых маленьких – это приговоры при умывании, расчесывании, купании кукол, а так же колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие; для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию; для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей неоднократно проходили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, "Что за чудо эти сказки. ", "Кого встретил Колобок?". Особое внимание уделяла играм - драматизациям. Планировала не только драматизацию по сказкам, но и учила детей обыгрывать потешки, небылицы, русские народные песни. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.

Мною использовался и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь".

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

О пословице хорошо сказал Я. А. Коменский: "Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое"

В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации использую разные приё мы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приё мов устанавливаю взаимосвязь между видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Например, сначала дети лепят дымковскую лошадку, затем на рисовании расписывают силуэт-заготовку лошадки.

При обучении детей декоративному рисованию ставлю задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т. д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. К малышам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп– перетягивание каната, «Жмурки», «Третий лишний», «Ручеек» и т. д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, мои воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч».

Подвижные народные игры проводила чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства подбирала соответственно возрастным особенностям детей, сезону. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности. В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Знакомила детей с русским народным костюмом. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Детей 3-4 лет знакомила с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5-7 лет – с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников акцентировала на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, а со старшими школьниками классифицировала его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, девушки, женский, мужской. Знакомила с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогала детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. В рисунке, аппликации дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.

Представление о деревенском рубленом доме и его составных частях – сруб, крыша, наличники, ставни; знакомила с понятием “изба”, “терем расписной”. Узнали дети о деревянной резьбе, её значении. Деревянная резьба дом молодит, он становится нарядным, красивым. Тут же дети знакомятся с пословицей: “Хорошая работа два века живёт”. Поясняла ребятам – человека уже нет на земле, а дело его, выполненное с любовью, остаётся жить долго, его берегут, им любуются – его дети, внуки, правнуки. Они сравнивали дом прабабушки и дом, в котором они живут. Это способствует развитию познавательной активности ребёнка.

Вначале вместе с детьми рассматривала иллюстрации, репродукции, фотографии. А затем совместно с взрослыми и сверстниками дети изготавливали объёмные изображения крестьянского дома, колодец и т. д.

Дидактические игры также планировала как дополнительную работу по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица и т. д.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

На РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из самых главных христианских праздников учу с детьми колядки, делаю поделки, рисую рисунки.

Любим с детьми праздновать Масленицу - устраиваем гуляния с блинами. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. На праздник Пасхи знакомлю детей с играми с крашенками пасхальными яйцами - катание и битье, а так же делаем поделки, рисуем рисунки. Дети были очень увлечены.

Чтобы установить связь между поколениями в семье, даю детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками и т. п.

Рассказывая детям о культовых сооружениях – соборах, церквях – представляю их детям как исторические памятники, обращаю внимание на купола, украшения. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включает в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

Вывод:

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно к ним прикоснуться. Проводимая мною работа находит отклик у детей и их родителей. Работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на примере русской народной культуры на основе отечественных традиций необходимо продолжать. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы.

Литература

1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н. В. ; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. – Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.

5. Этнокультурное (национальное образование в Москве.) Выпуск 10, серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания в Москве» Центр «Школьная книга», 2002

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций Видео Как важно создать вокруг ребёнка чистую, духовно здоровую атмосферу для развития и воспитания личности, прикоснуться к вере, узнать и почувствовать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. Одной из главных задач нашего детского сада является духовно - нравственное воспитание, закладывание основ духовно-нравственной личности.

Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника (выступление на городском методическом объединении) Основы.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольниковДуховно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников Не вызывает сомнения, что российское общество переживает в настоящее время не лучшие времена. Сложившееся положение является отражением.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников и русская народная культура
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 11:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и русская народная культура» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Коннова (УИ 1049991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД