Анна Гаврикова Геннадьевна
Красота родной природы в творчестве Махтумкули Фраги на уроках русского языка
▼ Скачать + Заказать документы
План доклада:
1. Красота родной природы в творчестве Махтумкули
2. Творчество Махтумкули на уроках русского языка
Махтумкули Фраги – великий поэт и мыслитель не только туркменского народа, но и всего Востока. Когда заходит речь о Махтумкули Фраги, мастере вселенной слова, всеми почитаемом мудреце, сразу приходят на ум его мысли о воспитании умного, образованного, исполненного благородных устремлений человека, о созидании крепкого, нерушимого, основанного на принципах гуманизма государства.
Публикация «Красота родной природы в творчестве Махтумкули Фраги на уроках русского языка» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Его стихи тематически насыщены. Прежде всего они обращены к туркменскому народу и поэтому затрагивают самые разные стороны жизни. Одними из приоритетных тем в его творчестве являются темы любви к Родине и уважения народных традиций. Особое внимание поэт уделяет описанию родной природы, вдохновляясь ею при создании лирических произведений и признавая за ней божественное начало.
Махтумкули Фраги был влюблен в природу. Природа и неразрывные узы, связывающие с ней человека, вызывали в Махтумкули самые трогательные и глубокие размышления. Оказывается, у него была привычка в любое время года гулять с бумагой и карандашом в руках по окрестностям своего родного села, по берегам Гургена. Может быть, поэтому он столь искусно и проникновенно воспевает горы и водные стремнины своей малой родины в стихотворении «Гурген» :
Вершины горные: туманы там и тут;
Морского ветра вой среди высот Гургена;
Когда промчится дождь, безумствуя, ревут
Потоки мутные вспененныйх вод Гургена.
До того времени поэтическое описание природы носило в большинстве своем романтический характер. В творчестве же Махтумкули пейзаж преисполнен жизни, обладает чертами реалистичности, хотя и не лишен обобщений. Птицы, например, очень часто становятся символами свободы и мудрости.
Весна – царица времен года. С ее приходом все вокруг оживает: начинают проклевываться почки, в зеленый убор одеваются сады и долы, слышатся птичьи трели, а сердца людей наполняются трепетом, трепетом ожидания. Вот как это описывается в стихотворении «Думан пейда» («Появление тумана») :
Наступает новруз. Мир прекрасен в великом и малом.
После вешней грозы одеваются горы туманом.
Каждый новый росток к солнцу гостем является званым.
Покрываются скалы полынью, плющом и бурьяном.
В скалах птицам раздолье – беспечным весенним горланам.
В стихотворении «Новруздан сени» поэт проводит параллели между событиями в жизни человека и разными временами года. В этих строчках поэт говорит о своих сокровенных чувствах, о своей тоске по любимой. И эта тоска светла, ибо после зимы обязательно наступает весна, время обновления, время новых надежд:
Пройдет зима. Придет Новруз.
Мы свидимся с тобой, моя избранница,
Даст бог…»
В его глубоко символичном стихотворении «Даг саяр» («Горы») горы – не просто часть пейзажа, они наперсники поэта, которым он поверяет свои самые сокровенные мысли и тайны. Их мощь, их надежность, их неколебимость – залог силы и мудрости поэта.
Завороженный гармонией окружавшей его природной красоты, Махтумкули приходит к убеждению, что она имеет божественное происхождение:
Мир прекрасен в великом и малом.
После вешней грозы одеваются горы туманом.
Каждый новый росток к солнцу гостем является званым.
Природа и ее прекрасный мир, связь человека с ней всегда были одним из основных объектов художественного мышления. В поэтическом восприятии природы, ее красоты, проникновении в ее тайны Махтумкули придерживался особенностей, свойственных только его перу. Существовавшая до этого так называемая пейзажная поэзия писалась в романтическом стиле. Живая природа имела условный, неконкретный характер. В художественной интерпретации окружающего мира Махтумкули наблюдаются иные, более реалистические принципы. В его произведениях мы видим красоту реальной, живой природы. Часто, чтобы придать произведению большей эмоциональной окраски, поэт мыслит образами.
В творчестве Махтумкули нередко присутствует образ птицы как символ свободы, мудрости. В одном из своих стихотворений поэт пишет :
Молясь на рассвете
Прощебечу я с птицами вместе…
Язык мой – язык птицы,
А внешность человечья.
2. Творчество Махтумкули на уроках русского языка
Одним из лучших качеств человечества в воспитании молодежи Махтумкули считает почитание старших и уважение к ним. Воспитание растущего ребенка является обязанностью учителей, а также родителей. Любой учитель, работающий в школе, не может быть безразличен к воспитанию учеников. Стихи Махтумкули Фраги всегда являются для нас – преподавателей отличным ориентиром в воспитании подрастающего поколения чистой нравственности, патриотизма и респектабельности. Любой урок, на котором мы читаем прекрасные стихи поэта, которые он нам оставил, можно использовать для воспитания детей. С точки зрения поэта, молодежь должна уважать своих родителей и уважать старших. Если старшие дают задание младшим, они должны его выполнить.
Махтумкули Фраги, как и другие представители туркменской литературы, поэт, сумевший подобрать пословицы, имеющие воспитательное значение, и умело использовать их в своих поучительных стихах. Его стихи стали поговоркой на языках.
Воспитать умного, воспитанного, трудолюбивого сына или дочь – мечта каждого человека. Чтобы осуществить эту замечательную мечту, наш поэт умело сумел поставить художественную литературу на службу народу своими поучительными и нравоучительными стихами. Весомая часть его творения состоит из наставлений и мудрых советов. Хотя с момента их написания прошло много лет, эти замечательные стихи не теряют своего воспитательного значения. Нам чрезвычайно повезло жить в эпоху мечтаний Махтумкули Фраги, великого мыслителя Востока, мастера сладкого слова, и быть свидетелями чудесных событий.
Строки Махтумкули Фраги, связанные с генеалогией, не теряют своего значения на протяжении веков. В стихах поэта национальная школа нравственного воспитания сочетается с семейными традициями и обычаями устоев, отработанных на протяжении многих веков. Потому что в творчестве поэта в глубоком понимании находятся туркменские национальные традиции, культура одевания, приветствия, уважение к старшим, любовь к младшим, гостеприимство, вежливость, доброта и справедливость. Это явный признак того, что в духовно-нравственной школе творчества поэта нет ни одного бессмысленного слова.