Любовь Александровна Астапова
«Детские вопросы и как на них отвечать». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации : показать значение детских вопросов в развитии любознательности, вооружить родителей умениями правильно отвечать на них.
Задание родителям. В выходной день записать все вопросы ребенка, с которыми он обращался к членам семьи.
Вопросы для размышления :
Как в вашей семье относятся к вопросам детей? Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка? О чем спрашивает ваш ребенок? Можно ли по вопросам ребенка судить о его любознательности? К кому из членов семьи ребенок чаще обращается и почему? Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
Публикация «„Детские вопросы и как на них отвечать“, Консультация для родителей» размещена в разделах
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при ознакомлении с предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками. Содержание детских вопросов разнообразно. На протяжении дошкольного возраста вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? Детей среднего возраста интересует уяснение связей между предметами и явлениями действительности, нахождении в них общего и различного. Вопросы в форме зачем? почему?
В старшем возрасте типичным является последовательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. Например:»Какие бывают молнии? Почему они разные? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает? Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относится к вопросам ребенка.
Педагог предлагает родителям вспомнить, всегда ли ребенок бывает удовлетворен ответом на свой вопрос. Не отмахиваются ли родители от «докучливых» детских вопросов. Ребенок задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому кто завоевал его доверие, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда и важнейшее требование к ответам на детские вопросы- уважительное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.
Следующее требование-краткость, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. В тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка недоступен его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро пойдешь в школу, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».
Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к размышлениям. Целесообразно предложить ему встречный вопрос : «А как ты думаешь сам?»
Пример вопроса : «Почему у льва желтая шкура?»(встречные вопросы) На многие вопросы дошкольник может получить ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей -вовлечь в них ребенка. Пример: Наблюдение за земляникой. Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между старшими и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться?
Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте представление о том,что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.