лейсан суюндукова
Конспект ОД «Чудо-пуговка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-пуговка».
Задачи:
•обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы через недирективную помощь детям, поддержку самостоятельности в исследовательской деятельности по определению сенсорных свойств предметов и определению материалов, из которых предметы сделаны (социально-коммуникативное развитие);
•способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми («Социально-коммуникативное развитие»);
Публикация «Конспект ОД „Чудо-пуговка“ в средней группе» размещена в разделах
•обеспечить условия для становления правил взаимодействия через самостоятельный выбор партнё ров и через развитие умения детей работать в паре: планировать, помогать вести исследовательскую деятельность (социально-коммуникативное развитие);
•построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности для развития мышления (социально-коммуникативное развитие);
•создать условия для расширения представлений детей о разнообразии видов пуговиц, их сенсорных свойств, назначении, о свойствах и качествах различных материалов, из которых сделаны пуговицы (познавательное развитие);
• создать условия для развития аналитического восприятия: стимулировать интерес детей к сравнению предметов по форме, размеру, цвету, величине, строению (познавательное развитие);
•создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов (речевое развитие).
Предварительная работа:
Дидактические игры с картинами-символами сенсорных свойств различных предметов.
Организация детских видов деятельности:
познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская практика);
коммуникативная деятельность.
Ход образовательной деятельности
Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития
Вводная часть
На столе стоит красивая закрытая коробочка, в ней – большая красивая пуговица, на которой нарисовано лицо
Картинки – символы методов исследования: «Рассмотреть, понаблюдать (глаза)», «Провести эксперимент (рука)»
Что же это за коробочка?
Предлагает исследовать коробочку:
Какая она по цвету, размеру; какая она на ощупь (гладкая – шершавая, теплая – холодная); проверим, какая она по весу (легкая – тяжелая?
Коробочка волшебная, открыть её смогут только волшебные слова. Ребята, а вы знаете какое-нибудь волшебное слово?
Я «Пожалуйста» скажу, если что-то попрошу. «Пожалуйста, откройся, коробочка!» Слово это – ключик, который сможет открыть нашу коробочку!
Что это?
(Вводит в образовательную ситуацию, организует рассматривание коробочки через игровую ситуацию «встречи» с Чудо-пуговкой).
Дети, это – волшебная Чудо-пуговка. Она одна живёт в этой коробочке.
Здравствуйте, дети, я – Чудо-пуговка…» (слова произносятся с грустью).
Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете.
Ребята, какое у Чудо-пуговки настроение? Почему, как вы думаете?
Эта коробочка – мой домик, видите, здесь пусто. Мне скучно жить одной. Я хочу найти друзей – пуговок, познакомиться с ними и подружиться. Помогите мне!
(В форме игровой ситуации, в диалоге с Чудо-пуговкой побуждает детей рассмотреть большую пуговицу, на которой изображено лицо: Чудо-пуговка здоровается и рассказывает о своей проблеме).
Чудо-пуговка какая? (Круглая, большая, пластмассовая, с двумя отверстиями). Какие же ещё бывают её подружки-пуговки? Ребята, о чём просит нас Чудо-пуговка?
Ребята, поможем Чудо-пуговке найти друзей? Как мы поможем ей, что нам поможет?
(Создаёт проблемную ситуацию в соответствии с содержанием образовательной деятельности. С использованием приёмов игровой ситуации ставит цель, мотивирует детей к деятельности, обеспечивает интерес к деятельности и эмоциональную отзывчивость детей).
Хотите быть исследователями в нашей лаборатории? Чудо-пуговка, ребята сейчас исследуют, какими ещё могут быть пуговицы и расскажут тебе, чтобы ты с ними подружилась! (показывает на столы, на которых стоит оборудование для опытов)
А что же нам поможет узнать, какие бывают пуговицы? ( Показывает картинки с символами методов исследования: «Глаз» – рассмотреть, наблюдать, «Рука» – провести эксперимент, что-то сделать).
Чудо-пуговка, наши глазки рассмотрят другие пуговки, и наши ручки поиграют с ними, изучат пуговки, чтобы рассказать о них тебе, познакомить с ними тебя, найти друзей! Обнаруживают красивую коробочку, необычно оформленную, привлекающую внимание. Собираются вокруг неё, в диалоге с воспитателем высказывают предположения, осуществляют элементарные обследовательские действия, вежливо просят коробочку открыться
Называют предмет, который обнаружили в коробочке
Разрешают проблему, находят методы исследования пуговиц, участвуют в диалоге с Чудо-пуговкой и воспитателем
Рассказывают о том, какая Чудо-пуговка (цвет, форма, величина, строение, материал).
Подтверждают желание быть исследователями пуговиц в лаборатории и узнать, какими бывают пуговицы. А потом рассказать о них Чудо-пуговке и подружить их.
Знакомятся с символами методов исследовательской деятельности, принимают цель деятельности в форме игровой ситуации, в форме диалога с Чудо-пуговкой. Условия для:
проявления поисковой активности;
развития самостоятельности и инициативы;
выражения детьми своего мнения;
выражения детьми своего мнения;
Условия для:
развития исследовательских действий;
Основная часть
Столы с различным оборудованием для опытов с пуговицами (накрыты покрывалами)
Картинки – знаки сенсорных свойств пуговиц и их строения: Определи цвет», «Определи форму», «Определи величину» (сериация по убыванию величины, «Строение пуговиц»
Набор пуговиц, из железа и других металлов (10-20 штук, магниты
Набор деревянных и пластмассовых пуговиц (10-20 штук, сосуд с водой
Набор стеклянных и пластмассовых пуговиц (10 штук). Картинка – знак «Послушай звуки»
Набор одинаковых по форме пуговиц, но различных по цвету: по 5 штук красного, синего, оранжевого, зелёного, жёлтого цвета
Два набора пуговиц одного цвета, но различной формы (14 штук)
Набор пуговиц с различным строением, способом крепления: с ушком, с 2-мя, 4-мя отверстиями (20-30 штук) В нашей лаборатории есть столы, на них лежат различные пуговки, с которыми мы подружим Чудо-пуговку! Как лучше изучать пуговки: одному или вместе? Сколько столов? Сколько детей?
( Переключает внимание детей на новую задачу: исследовать пуговицы в лаборатории и рассказать о них Чудо-пуговке. Организует практическую деятельность детей в паре: приглашает подойти к столам, на каждом из которых закрыто оборудование для опытов. Перед детьми встаё т проблема: разделиться поровну и подойти к какому-либо столу (12 детей, 6 столов)
Выбирайте куда пойти, как разделиться? Как нужно играть вместе?
Да, вы друзья, значит, будете договариваться и помогать друг другу, когда будете узнавать, какими бывают пуговки!
(Создаёт условия, способствующие усвоению и приобретению опыта в применении этических норм и правил совместной деятельности: договариваться, вежливо помогать друг другу).
Посмотрите, на столах есть картинки – знаки, они помогут вам провести исследование и потом рассказать: каких друзей вы нашли для Чудо-пуговки.
(Предоставляет возможность самостоятельно рассмотреть пуговицы, картинки – знаки, провести элементарные опыты и догадаться, о каком свойстве пуговиц надо сообщить Чудо-пуговке).
Мы готовы изучить новые пуговки и рассказать о них Чудо-пуговке?
(Предлагает каждой паре подойти к любому из шести столов.
О чём говорит этот знак?
Для чего нужна вода?
Из чего сделаны эти пуговицы?
Из чего сделаны эти пуговицы, почему они не притягиваются к магниту?
(Оказывает индивидуальную помощь какому-либо ребёнку, если он затрудняются в экспериментировании с пуговицами, не может сделать вывод из своих исследований.
Подключается поочередно к работе каждой пары, уточняет, что они делают, какой результат получили, что хотят рассказать о своих пуговицах Чудо-пуговке.
Участвует в опытах с пуговицами, совместно с детьми ищет верное решение опытно-экспериментальной задачи).
Ребята, расскажем Чудо-пуговке об её новых друзьях?
Мы сейчас познакомим тебя с новыми друзьями, расскажем какие они!
(Подходит с Чудо-пуговкой поочерёдно к каждому столу, просит рассказать ей о её новых друзьях)
Разрешают проблемную задачу: самостоятельно находят партнёра, делятся по парам, чтобы потом подойти к столам, снять покрывала и найти друзей Чудо-пуговки, узнать какие они, а потом рассказать Чудо-пуговке.
Подтверждают: «Договариваться и помогать».
Каждая пара детей проводит опыты, находит подружек для Чудо-пуговки. Выбирают способ исследования или действия, чтобы узнать свойства пуговиц, объясняют, свои действия, делают выводы.
1 стол: определить при помощи магнитов, какие пуговицы железные из набора металлических пуговиц, изготовленных из разных металлов.
(Высказывают предположения о материале, из которого сделаны пуговицы, проверяют действие магнита: притягивать железные предметы. С его помощью дети легко находят все железные пуговицы. Среди металлических пуговиц дети находят те пуговицы, которые не притягиваются к магниту. Вывод: только железные предметы притягиваются к магниту, пуговицы из других металлов не прилипают к магниту).
2 стол: определяют, какие пуговицы деревянные из набора деревянных и пластмассовых пуговиц, используя сосуд с водой и свойство деревянных предметов всплывать на поверхность воды.
(Делают предположения о том, для чего нужна вода, решают погрузить все пуговицы в воду: деревянные пуговицы всплывают, а другие тонут. Делают вывод: материал, из которого изготовлены пуговицы – это древесина).
3 стол: определяют, какие пуговицы стеклянные из набора стеклянных и пластмассовых пуговиц, извлекают звуки. Используют картинку – знак «Послушай звуки», различают звуки, которые слышны, если постучать пуговицу о пуговицу.
(Рассматривают пуговицы, пытаются догадаться: из чего они сделаны. Обращают внимание на знак «Послушай звуки», пробуют постучать пуговку о пуговку и слышат звонкий специфический звук от соприкосновения стеклянных пуговиц и приглушённый звук от пластмассовых пуговиц, делают вывод: пуговки сделаны из стекла).
4 стол: сортируют пуговки по цвету.
(Рассматривают и выбирают пуговицы сходные по цвету, пользуются картинкой-символом «Определи цвет». Делают вывод, что в этом наборе пуговицы разноцветные, цвет – основной общий признак пуговиц).
5 стол: сортируют пуговки по форме.
(Рассматривают и выбирают пуговицы сходные по форме. Делают вывод, что в этом наборе пуговицы разной формы, форма – основной общий признак этих пуговиц).
6 стол: сортируют пуговки по способу крепления к одежде.
( Рассматривают и выбирают пуговицы сходные по способу крепления к одежде: с двумя, четырьмя отверстиями, с ушком. Делают вывод, что в этом наборе пуговицы разного строения, способа крепления к одежде).
Рассказывают о том, как изучали, пуговки, какие опыты провели, какие пуговки у них есть Условия для:
самостоятельного выбора партнера по деятельности;
развития коммуникативных способностей детей;
Условия для:
развития коммуникативных способностей детей: установление правил взаимодействия;
развития исследовательских действий;
построения зоны ближайшего развития каждого ребенка:
организация познавательно-исследовательской деятельности;
выражения детьми своего мнения;
решения проблемной ситуации;
эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым
ребенком;
недирективной помощи детям в исследовательской деятельности;
самостоятельности в поиске выхода из проблемной ситуации;
взаимодействия детей друг с другом;
Условия для:
проявления поисковой активности;
развития самостоятельности и инициативы в исследовательских действиях;
выражения детьми своих мыслей;
взаимодействия детей друг с другом;
развития коммуникативных способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Заключительная часть
Чудо-пуговка – большая красивая пуговица, на которой нарисовано лицо
Мы помогли Чудо-пуговке найти друзей?
Как мы помогли это сделать?
О чём узнала Чудо-пуговка?
Какие чувства испытывает сейчас Чудо-пуговка?
Хотите поиграть с пуговками? Формулируют итоги познавательно-исследовательской деятельности: рассказывают о сенсорных свойствах пуговиц, их строении, называют материалы, из которых сделаны пуговицы – друзья Чудо-пуговки.
Откликаются на предложение и идут играть с пуговицами Условия для:
развития коммуникативных способностей детей в процессе подведения итогов деятельности;
поддержки индивидуальности и инициативы: выражения своих чувств и мыслей