Арбанакова Айсула Михайловна
Конспект «Алтайский аил (чадыр). Сундук (башкайырчак)» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с традиционной культурой алтайцев, вызвать эмоционально- положительное отношение к информации.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить детей с характерными особенностями традиционного жилища.
Развивающие:
-Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников.
-развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст.
Воспитательные:
-Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
-формировать интерес к культуре, предметам быта, национальному жилищу алтайцев;
Публикация «Конспект „Алтайский аил (чадыр), Сундук (башкайырчак)“ для старшей группы» размещена в разделах
- Алтайский край
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: аудиозаписи: «Алтай -Кай», шаблоны алтайских орнаментов, картинки (аила, сундука, цветные карандаши, очаг, сундук.
Словарная работа: аил (чадыр, сундук (башкайырчак, очаг (очок).
Предварительная работа: чтение стихотворения Л. В. Кокышева «Моему старому аилу».
Ход занятия:
-Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся?
-Утреннее приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад, то в дверях нашла письмо.
Написала нам кукла Даша. Она нас просит, чтобы мы рассказали ей о необычных домах, которых она увидела на фотографиях. Посмотрите ребята, как называются эти дома?
- Правильно аил. Я вас приглашаю пойти ко мне в гости в мой аил. И расскажем нашей кукле Даше про аил и про наши традиции, которые с ним связанна. Вы согласны?
- Ребята по традиции принято мальчикам сесть в левую сторону, так как по обычаю левая сторона мужская. Мужская половина аила- это оружие, орудия труда, седла. А девочкам в правую, правая сторона женская. Женская половина аила – это кухня и дети. (садитесь)
-Я хозяйка аила. Мой аил отличается от ваших домов.
-Аилы бывают разные войлочные, аилы покрытые лиственничной корой.
А так же бывают вот такие аилы (показываю)
-Посмотрите из чего он сделан? Из бревен. Значит он какой? (бревенчатый)
-сколько углов в аиле, подсчитайте? (6)
-значит сколько угольный? (шестиугольный)
- у кого дома есть аил?
- На самом верху, что вы там видите? (отверстие)
-Для чего оно предназначено?
- по отверстием находится очаг. По- алтайский очок. Когда разводят огонь, дым проходит через это отверстие.
-У алтайцев особо соблюдался культ огня. Огонь считается хранителем семейного очага. Огню люди поклоняются, чтят свой очаг, угощают. Насколько будешь чтить свой огонь, настолько благополучно и богато будут жить хозяева. У алтайцев культ домашнего очага охранялся женщиной и поэтому домашний очаг олицетворялся в женском образе. От-эне (огонь-матерь). Считается, что огонь не впускает в жилище злых духов. Нельзя напрасно проливать воду на огонь, плевать, кидать мусор и грязь.
Физминутка:
Аил мой старый, здравствуй друг! – поднимают руки вверх.
Я вновь явился на свидание. – легкие шаги на месте.
Сквозь дымохода узкий круг – обнимаю себя двумя руками.
Я мир увидел в детстве раннем. – присаживаются на ноги.
Корой древесной я чинил, - имитируют движения «молоточки».
Твои бока – прорехи метил. – приставляют руки на туловище.
А ты казался мне, аил, - приставляют руку ко лбу.
Прекрасней всех дворцов на свете. – показывают восхищение, разводят руки в стороны.
- Ребята, а куда вы кладете свои вещи?
-алтайцы свои вещи клали вот сюда. Что это такое? Сундук.
-Они называют – башкайырчак. Каждый узор башкайырчака это сказка, легенда, окружающая нас природа.
(на картинке показать старинные сундуки с орнаментами)
- на что похож этот рисунок (орнамент? (на цветы, травы, солнце).
Рисование:
- ребята, а теперь я вам предлагаю сесть за столы и украсить узорами сундучок- башкайырчак.
- У вас на столах лежат листки, вырезанные в форме сундучка. Вы должны обвести линию между крышкой и основанием. В середине этой линии нарисуйте замок. А дальше по своему усмотрению украсьте башкайырчак алтайскими орнаментом.
Рефлексия: Ребята покажите свои работы?
-молодцы. У вас получились очень красивые сундуки.
- Вам понравилось наше занятие?
- Что больше всего вам понравилось?
- Что вы узнали нового?