Стапонкус Марина Николаевна
Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников младшего возраста
1. сл. Титульный
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, обязан заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
2 сл. Актуальность темы –
Публикация «Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников младшего возраста» размещена в разделах
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с младшего возраста. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к животным, к людям можно только в младшем возрасте.
3 сл. Цель моей темы –
Через игровую деятельность формировать начало экологической культуры детей : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
4 сл. Задачи –
- Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно – следственные связи. - Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.
- Воспитывать бережное отношение к природе, умение сочувствовать и сопереживать.
5 сл. Игровые технологии–
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
В отличие от игр вообще, игровые технологии обладают существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующей им педагогическим результатом. Игровая форма НОД создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.
6 сл. Значение игровых технологий :
Экологическая игра способствует :
- В более доступной форме донести информацию о сложных природных явлениях;
- Обогащение чувственного опыта ребёнка;
- Более чуткому отношению к природе, развивая при этом умственные способности воспитанников;
- Получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
- Развитию познавательных способностей;
- Уточнению, закреплению расширению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
7 сл. Экологические игры
детей младшего дошкольного возраста можно условно разделить на несколько видов:
- Сюжетно-ролевые (творческие) игры;
- Дидактические (предметные, настольно-печатные);
- Имитационные (подвижные).
8 сл. Сюжетно-ролевые игры:
Сюжетно-ролевые игры с природным содержанием могут быть развёрнуты на основе различных событий жизни ребёнка. Например, прогулка на луг, поле; знакомство с колхозной фермой, посещение зоопарка; экскурсия в лес, в теплицу и т. д. Благодаря таким экологическим играм, как «Юные спасатели природы», «Ветеринарная клиника», 9 сл. «Путешествие Айболита в Африку», «У собачки день рождения» и др. решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.
10 сл. Дидактические игры
по характеру используемого материала бывают:
настольно-печатные и предметные
настольно-печатные игры -это такие игры, как лото, домино, вкладыши, разрезные и парные картинки. В этих играх систематизируются, классифицируются, знания детей о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.
11 сл.
Также детей привлекает красочность настольно-печатных игр и их разнообразие. Практически каждый день они играют в такие игры, как «Живая и неживая природа», «Почемучка», «Что растёт в огороде», «Овощи и фрукты», «Сезонные явления», «Кто что ест?», «Где чья мама?» и др.
12 сл.
предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы. Такие как «Найди по листу дерево», «Найди такой же листок», «Узнай на вкус», «Разложи по порядку – маленький и большой» и т. д., которые позволяют упражнять детей в различии предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики и развивают наблюдательность.
13 сл. Имитационные (подвижные) игры:
Их можно и нужно проводить как в группе, так и на прогулке.
Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Такие как «Медведь и пчёлы», «Курочка и цыплята», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы» и др.
14 сл. Имитационные (подвижные) игры:
Дети идентифицируют себя с животными, растениями, насекомыми: «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Пёс Барбос и котята», «Мыши водят хоровод…» и т. п.
15 сл. Методы работы с родителями:
- Беседы; - Консультации; - Папки-передвижки; - Участие в выставках, проектах, обогащении развивающей предметно-пространственной среды. Очень важно консультировать родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье» и просить помощи в оформлении выставок, проектов, чтобы они осознавали всю серьёзность этой темы.
16 сл. Экологический проект «Мой любимый домашний питомец»
Недавно в нашей младшей группе проводился экологический проект «Мой любимый домашний питомец» с активным участием родителей. Они настолько прониклись в этот проект, что не упускали возможности помочь воспитателям в предоставлении нужной информации, пособий для итоговой выставки. Этот проект принёс много положительных эмоций всем участникам, особенно детям.
17 сл. Вывод:
Таким образом, использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Игра – это дело серьёзное!
18 сл.
Хочется верить, что любовь к природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
19 сл.
Спасибо за внимание!