МААМ-картинки

Технология проведения учебных дискуссий

Надежда Распопина
Технология проведения учебных дискуссий
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ

Технология проведения учебных дискуссий

В традиционной отечественной категориальной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий учителя. Несмотря на глубокий психологический анализ возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы учителя разработана пока недостаточно.

Публикация «Технология проведения учебных дискуссий» размещена в разделах

В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного процесса в форме дискуссии изложены М. В. Клариным. Ниже приводится интерпретация этих идей в формализованном виде.

Цель технологии проведения учебных дискуссий : развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Исходные теоретические положения

К характерным чертам учебной дискуссии М. В. Кларин относит следующие.

1. Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.

2. Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.

3. Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.

4. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении учеников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.

5. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

6. На первых порах использования учебной дискуссии усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания педагога оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.

7. Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

Действия преподавателя и учащихся

К задачам, которые решаются в ходе дискуссии М. В. Кларин относит:

· задачи конкретно – содержательного плана ;

К сфере задач этого рода относятся: осознание детьми противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т. д.

· задачи организации взаимодействия в группе (классе, подгруппах.

К сфере задач этого рода относятся: распределение ролей в группах-командах; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности и т. д.

Педагогически важными являются результаты, получаемые "на пересечении” конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе:

· переработка сведений, информации специально для убедительного изложения;

· представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;

· выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;

· возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т. д.

В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

"Круглый стол" - беседа, в которой "на равных” участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек, во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с "аудиторией” (остальной частью класса);

"Заседание экспертной группы" ("панельная дискуссия”) (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.

"Форум" - обсуждение, сходное с "заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с "аудиторией” (классом).

"Симпозиум" - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы "аудитории” (класса).

"Дебаты" - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп, — и опровержений.

"Судебное заседание" – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Выше был приведен наиболее подробный перечень различных видов обсуждения, хотя в практике они нередко обозначаются одним и тем же словом — "дискуссия”. Несколько особняком среди них стоит так называемая "техника аквариума”.

Такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

Процедурно "техника аквариума” выглядит следующим образом:

1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.

2. Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.

3. Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу.

4. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

5. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.

6. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.

7. "Аквариумное” обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.

8. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

Особенности

Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. В поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть говорящих, это сосредоточивает восприятие на основных позициях. Сам способ "аквариумной” аранжировки класса заимствован из практики проведения групповых психологических тренингов и дает возможность учащимся прочувствовать тонкости поведения центральных участников – представителей групп. Последующее обсуждение позволяет учителю выделить как содержательные, так и процедурные моменты дискуссии. "Техника аквариума” не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

Ограничения:

1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной дискуссии.

2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений ведения дискуссии.

Круглый стол на тему

Внимание, светофор!

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Учитель.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок!

Объявление темы и целей занятия.

Учитель. Определить тему нашего сегодняшнего занятия поможет кроссворд. Разгадав его полностью, и прочитав ключевое слово вы узнаете, о чём пойдёт речь.

Ученики отгадывают кроссворд. (Слайд 9)

Вопросы:

1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.

2. Повреждение машины (транспортного средства) во время движения.

3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

4. Лицо, управляющее транспортным средством.

5. Человек, идущий пешком.

6. Твердое и гладкое покрытие дороги.

7. Боковая часть, край дороги.

8. Место, предназначенное и специально устроенное для передвижения с одной стороны улицы на другую.

И

Г

Н

А

Л

В

А

Р

И

Я

Е

Б

Р

А

О

Д

И

Т

Е

Л

Ь

Е

Ш

Е

Х

О

Д

С

Ф

А

Л

Ь

Т

Б

О

Ч

И

Н

А

Е

Р

Е

Х

О

Д

Учитель. Какое ключевое слово получилось?

Дети. Светофор.

Учитель. Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?

Дети. О светофоре.

Учитель. Сегодня мы поговорим о светофорах, о том какие виды светофора бывают.

Игра «Разминка»

Учитель. У вас на столах лежат листочки, со стихотворением прочитайте и и закрасьте кружочки. Читайте внимательно не ошибитесь.

Дети читают стихотворение.

Если свет зажегся значит двигаться опасно.

свет — предупрежденье: «Жди сигнала для движенья».

Свет говорит: «Проходите, путь открыт».

Учитель. Прочитайте стихотворение. О чём оно?

Дети. О светофоре.

Знакомство с новой информацией

Учитель. Что такое светофор?

Дети. Светофор – это устройство, у которого есть три сигнала – зелёный, жёлтый, красный.

Учитель. Верно. И надо помнить о том, что эти сигналы располагаются в строгой последовательности: вверху – красный, внизу зелёный, в середине – жёлтый. Где устанавливают светофоры?

Дети. Светофоры устанавливают на самых опасных участках дороги.

Учитель. О чём говорит красный сигнал светофора? (слайд 10)

Дети. Хором читают:

Самый строгий – красный свет,

Если он горит - стой!

Дороги дальше нет!

Путь для всех закрыт.

Учитель. - Что подсказывает жёлтый сигнал? (Слайд 11)

Ответы детей. Хором читают:

Чтоб спокойно перешёл ты,

слушай наш совет: - Жди!

Увидишь скоро жёлтый

В середине свет.

Учитель.

- А зелёный сигнал? (слайд 12)

Ответы детей. Хором читают:

А за ним зелёный свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он:

“Препятствий нет,

Смело в путь иди!”

Учитель. Почему красный свет запрещающий, зелёный свет – разрешающий, а не наоборот? Обсуждение.

Дети. Красный свет – сигнал опасности, сигнал тревоги.

Учитель. И так не только в светофоре. Именно красные лампочки, а не какого-либо другого цвета загораются с наступлением темноты на углах забора, ограждающего место, где ремонтируют дорогу или улицу; именно красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит; именно красный огонек, тревожно мигая, сигналит водителям и пешеходам на железнодорожном переезде о приближении поезда; именно в красный цвет окрашены мчащиеся к месту происшествия пожарные машины; и маяк, друг и помощник капитана, посылает далеко в море не какой-нибудь, а красный луч. И это неспроста. Красный цвет – самый заметный, он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим. А синий, зеленый, желтый можно спутать.

Физминутка “Светофорчик”

Учитель. - Устали, наверное? Предлагаю отдохнуть.

(При зеленом сигнале светофора ученики топают на месте ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети стоят на месте. При красном свете – все садятся на своё место за парту и грозят друг другу пальчиком)

Учитель: Ребята, вы отдохнули? Как вы думаете: отдыхают ли светофоры?

Ответы детей.

Светофоры всегда остаются на своих местах. И днем, и ночью они мигают огоньками, оберегая пешеходов и машины от несчастных случаев. Подойдет к перекрестку пешеход - будет более осторожным. Прежде чем перейти улицу, он обязательно посмотрит, не подъезжает ли к перекрестку машина.

Светофор день и ночь стоит на своем посту. Предупреждает всех, кто находится на улице: “Я стою на перекрестке, будьте внимательны!”

Учитель. Представьте себе такую ситуацию: вы подходите к пешеходному переходу и вдруг зелёный сигнал светофора начал мигать. Как вы поступите?

Дети. Если подходишь к дороге, а зелёный сигнал начинает мигать, то надо подождать, когда включится немигающий зелёный сигнал.

Учитель. Светофоры, которые имеют только две секции – красную и зелёную, с изображением красного неподвижного человечка – запрещающий сигнал, зелёного шагающего человечка – разрешающий движение, предназначены только для пешеходов. Такой светофор называется «ПЕШЕХОДНЫМ». Светофор, у которого три сигнала называется «ТРАНСПОРТНЫМ».

Закрепление пройденного.

Игра «Светофорчик» Учитель знакомит игроков с правилами игры.

Вопросы:

1. Что такое светофор?

Верный ответ. Светофор – это устройство, которое световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.

2. Где устанавливают светофоры?

Верный ответ. Светофоры устанавливают на самых опасных участках дороги.

3. Как располагаются сигналы светофора?

Верный ответ. Сигналы располагаются в нё м в строгой последовательности: красный, жёлтый, зелёный.

4. Какой вид имеет светофор, предназначенный только для пешеходов?

Верный ответ. Светофоры, предназначенные только для пешеходов, имеют только две секции – красную и зелёную.

5. Объясни, почему мужчина ругает мальчика?

Верный ответ. Мальчик неверно переходит дорогу.

6. Что обозначают сигналы светофора?

Верный ответ. 1 – стой, 2 – внимание, 3 – иди.

7. Если зелёный сигнал мигает, как ты поступишь?

Верный ответ. Если подходишь к дороге, а зелёный сигнал начал мигать, надо подождать, когда включится немигающий зелёный сигнал.

8. Назови эти дорожные знаки

Верный ответ.

1 – «Подземный пешеходный переход»

2 – «Транспортный светофор»

3 – «Пешеходный переход»

4 - «Дети»

5 – «Пешеходный светофор»

Итог

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Дети. Что светофоры бывают «Пешеходными» и «Транспортными».

Учитель. Где вы встречали «Пешеходный светофор»? «Транспортный светофор»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель. Что понравилось на уроке? Что было трудно, осталось непонятным?

Учитель: Молодцы, ребята. Всегда соблюдайте правила дорожного движения.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении акции «С любовью к детям» в рамках проведения акции «Синяя лента»Фотоотчет о проведении акции «С любовью к детям» в рамках проведения акции «Синяя лента» Предлагаю вашему вниманию фотоотчет проведения акции «С любовью к детям». Но, сначала, хочу поделиться, что это за акция. Эта акция проходила.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры»Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры» Готовясь к занятиям по математике, часто сталкиваюсь с проблемой, где найти наглядные пособия для сравнения по высоте. И тут пришла идея.

Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей»Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» На просторах интернета можно найти очень много полезного и интересного материала,.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещенииВсероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещении Уже не первый год мы с моей подругой (сестрой по духу и коллегой по совместительству) принимаем участие во Всероссийском педагогическом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология проведения учебных дискуссий
Опубликовано: 21 декабря 2019 в 12:47
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология проведения учебных дискуссий» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Распопина (УИ 1771820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД