Светлана Анцыферова
Технология проектирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектирования – метод развивающего обучения.
Давайте сегодня заглянем в будущее. Вспомните сейчас своих деток. А теперь представьте себе, что прошло 15 – 20 лет. Какими бы вы хотели видеть своих детей?
Таким образом, можно сказать, что перед нами стоит чрезвычайно важная задача: добиться того, чтобы каждый из наших детей, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но обязательно инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу за которое взялся, нашел бы правильное решение.
Что же такое проект?
Публикация «Технология проектирования в ДОУ» размещена в разделах
Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.
Метод проект связан с развитием гуманистического направления в философии возник в 1920 гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е. Г. Кагаров в 1926 г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид:
Типы проектов ДОУ
1. По доминирующему методу:
• Исследовательские – дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна («Мир воды», «Дыханье и здоровье»);
• Информационно – практико – ориентированные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы;
• Творческие – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна («Театральная неделя», «Мои друзья», «Мир природы»);
• Игровые (приключенческие) – с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы;
2. По продолжительности:
• Краткосрочные (одно или несколько занятий - 1-2 недели)
• Средней продолжительности;
• Долгосрочные («Творчество А. С. Пушкина» – на учебный год)
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.
ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первый этап
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми
Алгоритм действий
1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.
2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату
5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
Второй этап
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников.
Алгоритм действий
1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4-й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проекти-рования.
Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи. Подтвердим это примером.
Третий этап
На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Алгоритм действий
1-й шаг — выделение проблемы (детьми, либо взрослыми, от-вечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг — самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3-й шаг — планирование деятельности детьми (при возможном уча-стии взрослого как партнера, определение средств реализации проекта.
4-й шаг — выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу.
5-й шаг — обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг — определение перспективы развития проектирования.
Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.