Августа Егоровна Лыткина
Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к игре на хомусе
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на хомусе как один из аккумуляторов и источников поликультурного воспитания личности играет особеннную роль в силу своего доступного интернационального языка – языка художественного образа, она не имеет коммуникативных национальных границ и может быть безпрепятственно использована как фактор вхождения человека в этническую и мировую культуру.
Оптимальным для поликультурного воспитания детей посредством хомуса является старший дошкольный возраст, сензитивный период ярких новообразований – физических, интеллектуальных, социальных, коммуникативных, межкультурных.
Публикация «Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к игре на хомусе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Культура как феномен изучалась представителями философии, культурологи, социологи, психологии, педагогики и других наук (К. А. Абульханова- Славская, Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В. П. Беспалько, В. С. Библер, Г. Н. Волков, М. С. Каган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев, С. Л. Рубинштейн, Н. Е. Щуркова и др.).
Немаловажное значение имеют труды теоретиков и практиков отечественной педагогики П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.
Актуальность темы исследования обуславливается практической потребностью разрешения ряда сложившихся в системе образования противоречий между:
- потребностями общества в освоении культурного пространства многонационального государства и недостаточной разработанностью соответствующих возраста ребенка средств приобщения к народным традициям региона;
- осознанием необходимости определения педагогических условий формирования поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу.
Осмысление названных противоречий позволило сформулировать проблему исследования: поиск путей и способов поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу.
Обьект исследования: процесс поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
Предмет исследования: научно – теоретические основы и педагогические условия поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть научно - теоретические основы поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
Гипотеза исследования: процесс поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу будет эффективным, если:
- обосновать инновационные подходы к организации процесса поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу : принципы, идеи, технологии.
- реализовать педагогические условия, способствующие поликультурному воспитанию старших дошкольников посредством приобщения к хомусу ( направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно - прикладного искусства, игр, традиций; создание развивающей предметно - пространственной среды, в котором возможна активизация самовыражения детей в игре на хомусе; использование активных форм и методов обучения (игровых, эвристических, диалогово - игровых, проектных, интегрированных методов и др.); взаимодействие ДОУ и семьи;
- осуществлять педагогическую диагностику личностного продвижения в процессе поликультурного воспитания старших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:
1. Обосновать совокупность исходных положений, образующих научно- теоретические основы формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
2. Проверить эффективные формы и методы развития поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
3. Разработать технологию формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
4. Определить уровни сформированности поликультурного воспитания старших дошкольников посредством пиобщения к хомусу.
5. Разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
Методы исследования: теоретический анализ культурологической, психологической, педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, теоретическая и методическая итерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Научная новизна исследования:
- раскрыты сущность и содержание поликультурного воспитания детей в ДОУ посредством приобщения к хомусу;
- выявлены и проверены эффективные формы и методы развития поликультурного воспитания детей в ДОУ посредством приобщения к хомусу, основанные на принципах методической интерпретации потенциала народной педагогики, интеграции всех видов деятельности детей; культуросообразности, расширения связей ребенка с окружающим миром, диалога культур, опоры на эмоционально- чувственную сферу ребенка.
- сконструирована модель формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу, построенная на основе системного, личностно- ориентированного, компетентностного, деятельностного, культурологического подходов;
- определены уровни сформированности поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу,
- разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
Теоретическая значимость состоит в разработке концептуальных основ, модели формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу, в обосновании научных подходов к данному процессу.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и воспитателей ДОУ.
Достоверность результатов подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций авторов, теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.
База исследования: МБДОУ ЦРР - детский сад № 89 «Парус».
Этапы работы:
1). Поисково - теоретический. Изучение и анализ проблемы по теме исследования. Проведен поиск возможных педагогических условий формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
2).Опытно – экспериментальный. Проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
3).Обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.