Катерина
Технология организации мастер-класса для родителей «Экспериментируем вместе с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование
– это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Актуальность.
Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Публикация «Технология организации мастер-класса для родителей „Экспериментируем вместе с ребенком“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Таким образом, вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.
Цель мастер – класса
– вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить родителей с детским экспериментированием в ДОУ;
• Продемонстрировать эксперименты, которые можно повторить дома с ребенком;
• Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения;
• Развивать навыки и умения экспериментирования;
• Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа:
Определить тему мастер-класса;
Проинформировать о мастер-классе родителей с помощью объявления за две недели до мастер-класса;
Выбрать интересные эксперименты для домашних условий;
Подготовить оборудование и материалов;
Составить книжки-передвижки по теме «Эксперименты дома» для родителей;
Продумать расстановку мебели;
Подготовить бахилы для родителей;
Подготовить карточки для рефлексии;
Провести анкетирование родителей за неделю до мастер-класса;
Составить презентацию;
Раздать приглашения на мастер-класс.
Оборудование и материалы (на каждого участника):
• Для первого опыта:
Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка
• Для второго опыта:
Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
• Для третьего опыта:
Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.
• Для четвертого опыта:
Большая прозрачная емкость (банка, салатница, вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
I. Определение темы;
II. Постановка цели и задач;
III. Выявление актуальности темы;
IV. Выявление проблем ее достижения;
V. Составление презентации.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ:
I. Объявления о мастер-классе;
II. Анкетирование родителей по теме «Детское экспериментирование в семье»;
III. Составление статистики с учетом результатов анкетирования.
3 ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКИЙ:
Ход работы:
I. Приветствие родителей.
II. Озвучивание термина «эксперимент».
III. Озвучивание актуальности.
IV. Демонстрация статистики по проведенной анкете.
V. Озвучивание цели и задачей мастер-класса.
VI. Проведение опытов:
1. «Лавовая лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
2. «Цветное молоко»
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
3. «Зубная паста для слона»
Нужны: Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.
Опыт: Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты, а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.
Объяснение: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.
4. «Домашний дождик»
Нужны: Большая прозрачная емкость (банка, салатница, вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.
Опыт: Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.
Объяснение: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.
4 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
I. Подведение итогов, рефлексия с помощью карточек для родителей с незаконченными предложениями.
Родителям необходимо ответить и оценить себя:
сегодня я узнал (а…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
II. Мотивация родителей на проведение экспериментов дома.
Предложить родителям заснять как они проводят дома эксперименты для общего группового видео.
III. Раздать книжки – передвижки по теме «Домашние эксперименты».
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2. Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
___
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
___
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?
______
8. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?
Почему? ___
Благодарим Вас за сотрудничество!