Татьяна Удалова
Технология «Коллекционирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы подготовила Удалова Т. В., воспитатель подготовительной группы
Технология «Коллекционирование»
Современный педагогический процесс предполагает личностную вовлечённость ребёнка в этот процесс. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими и культурными формами упорядочения опыта: родовидовыми, причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Публикация «Технология „Коллекционирование“» размещена в разделах
Для формирования познавательной активности старших дошкольников, интерес представляет такая технология, как коллекционирование.
По мнению Н. С. Коротковой культурно-смысловым контекстом коллекционирования могут выступать, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам.
Начиная работу в данном направлении мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
Цель занятия: Создать условия для развития действия моделирования родо-видовых понятий классификационных отношений.
Задачи:
1. Обучающая: формировать представления о понятийных классификационных и отношениях с помощью технологии коллекционирования. Формировать навык позитивного способа общения со сверстниками, умения работать в группе, использовать в речи деловую, познавательную, личностную формы общения.
2. Развивающая: развивать самостоятельность в применении детьми освоен-ных эталонов для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, объединяя их в группы по нескольким основаниям. Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда».
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к предметам коллекций; воспитывать готовность помогать тому, кому трудно; формировать дружеские взаимоотношения.
Мы знаем, что дети часто увлечены сбором простых коллекций, сортировкой включенных в нее предметов (камней, марок, ракушек, игрушек разных направлений и т. п.). Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: «Кто имеет увлечение, проживает две жизни».
Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, было проведено родительское собрание, направленное на формирование положительного отношения к данному виду деятельности. Где мы познакомили родителей с классификацией видов коллекционирования и требованиями создания коллекций.
Благодаря родителям в настоящее время в группе собраны коллекции, ракушек, листьев, шишек, семян и плодов растений, марок, открыток, металлов, так же создана большая коллекция игрушек киндер-сюрпризов, в которой мы систематизируем вместе с детьми коллекции героев по названиям мультфильмов.
Начало нашим коллекциям положил сбор «Природного материала» в центре «Природы и экспериментирования», затем в группе были созданы макеты, такие как: «Ферма», «Морской мир», «Дикие животные», «Кормушка для птиц». Созданные макеты дали возможность систематизировать и классифицировать «обитателей» животного мира, провести родо-видовую систематизацию.
Педагогическую ценность представляют и эпизодические коллекции-выставки предметов обихода (посуды, одежды и т. д.) Для таких выставок на временное пользование предметы могли принести и родители воспитанников. Коллекция посуды «Мини-музей посуды» имела большой успех в нашей группе. Было собрано множество разнообразных предметов, в том числе и предметов старины, огромный интерес вызвал у детей самовар, который так редко можно встретить в повседневной жизни.
Организуя занятия в рамках данного смыслового контекста, мы использовали материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например, образцы посуды, шишек, гербарий) или образный материал (например, изображения различных видов транспорта). Мы обсуждали материал, искали черты сходства и различия между объектами и в ходе обсуждения-рассуждения определяли возможные основания для их группировки и размещения изображений предметов в таблице.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования технологии «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением.
Представляю перспективу в данном направлении. Коллекционирование и размещение родовидовых картинок по определенной теме в таблицах хорошо проводить как итоговые мероприятия в рамках тематических недель по таким темам как: «Животные», «Транспорт», «Одежда» и т. д.
Таким образом, проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом - воспитывает качества, нужные для исследовательской работы.