Наталья Капицкая
Технология «Интерактивная песочница» для детей дошкольного возраста в отделении медицинской реабилитации
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель
Воспитатель: Капицкая Н. В.
Что такое интерактивная песочница- это инновационный метод песочной терапии, который представляет собой обучающий комплекс для современного развития детей. На занятиях ребенок взаимодействует с природным материалом — песком. Данная система состоит из деревянной конструкции с песком, а также: проектора, который выводит изображение нужных режимов на поверхность песка; датчика глубины, который измеряет уровень песка, и в зависимости от этого меняет изображение рельефа и фона в игре; комплект дополнен методическими пособиями с примерной образовательной деятельностью.
Публикация «Технология „Интерактивная песочница“ для детей дошкольного возраста в отделении медицинской реабилитации» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Интерактивная песочница
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дети с ЗПР.
Использование песочницы на занятиях позволяет формировать картину целостности мира, развивать у ребё нка необходимые качества: мышление, воображение, внимание, память, речь.
18 режимов помогают создать как минимум 120 вариантов общеобразовательных и коррекционных занятий.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный песок»
составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цель:
-содействие развитию у детей навыков социального поведения в игровых занятиях с песком
-обеспечение социальной успешности, через внедрение элементов песочной терапии в практику работы учреждения
-стабилизация психоэмоционального состояния ребенка
- развитие тактильных ощущений
Задачи:
-способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности
-развивать детскую самостоятельность и инициативу
-тренировать мелкую моторику рук
-снижение тревожности и психофизического напряжения
Программа реализуется по модульному принципу на реабилитационный курс 21 день
В ходе работы выделяются группы методов и приемов песочной терапии :
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.
2. Игровая деятельность - обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы драматизации.
3. Словесные методы: беседы, рассказ педагога, чтение произведений, использование фольклорного жанра.
4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование.
Занятия организованы в формах:
- индивидуальная;
- в парах;
длительность определяется желанием ребенка.
В результате освоения программы:
у ребенка устанавливаются позитивные социальные отношения
• ребенок демонстрирует привязанность к наиболее значимым взрослым;
• ребенок строит отношения с детьми и взрослыми;
• ребенок умеет регулировать свои эмоции;
• ребенок понимает и выполняет социальные правила.
Услуга предоставляется в форме групповой активности с ребенком и его родителем, в течение срока реализации индивидуальной программы. Занятия проводятся 5 раза в неделю, продолжительность одного занятия 15-20 минут (в зависимости от возраста). Одно занятие направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционально-личностной сферы.
Количество индивидуальных занятий с ребенком и подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения в развитии у каждого ребенка, возрастом, индивидуальными психофизическими особенностями детей и задачами коррекционно – развивающего обучения.
Продолжительность занятия для детей 3х лет -15 минут;
перерыв между занятиями - не менее 10 минут;
для детей старше 3х лет продолжительность занятия не более 20 минут;
Программа составлена на календарный год, состоит из 4 периодов.
В каждом периоде 21 занятие.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1.
Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми.
Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Тематическое планирование включает в себя:
-историю возникновения работы с песком (песочную анимацию);
- знакомство с материалом;
- работа в терапевтической песочнице;
- основы композиции, значение музыки в работе;
- разработка сюжета и сценария.
Обучение детей по средствам песочной терапии предполагает наблюдение в динамике за освоением новых навыков: игровых навыков, навыки социальной компетентности, познавательные навыки. Результаты освоения рабочей программы формулируются через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников по всем образовательным областям, регистрируются показатели освоения программного материала в оценочных таблицах.
Мне как педагогу дополнительного образования песочница даёт возможность расширить границы психокоррекции и разнообразить занятия. Помогает установить эмоциональный контакт с ребёнком, помогает победить детскую агрессию, тревожность и страхи. Песочница так же используется и при семейной психотерапии. Для закрепления словарного запаса детей. А также создаются занятия по определённым лексическим темам.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.