татьяна сухарева
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. (слайд №2)
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее образование, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии на современном этапе. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» (авторы В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая) отвечает современным требованиям образования детей и запросу деятельностного подхода.
У методик раннего развития обычно два пути : один — от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению, другой — напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича — это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин "педагогическая технология" появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях — процессуальные.
(слайд №3)
Автор методики Вячеслав Валерьевич Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Но помимо физики Вячеслав Валерьевич всегда увлекался музыкой, был неравнодушен к поэзии, писал стихи, песни для детей и взрослых. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Валерьевич самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
Целевыми ориентациями технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, ее доминирующая цель - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач.
(слайд №4)
Принципы построения педагогического процесса.
Игра плюс сказка.
Первым принципом технологии является игровое обучение детей дошкольного возраста.
Автор методики Вячеслав Валерьевич Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.
Интеллект.
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Т. е. игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.
Творчество.
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников.
Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка, способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
(слайд №5)
Развивающая среда - Фиолетовый лес. По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
(слайд №6)
Особенности игровой технологии В. В. Воскобовича
Широкий возрастной диапазон участников игр - от 2-3 лет до средней школы. Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребенку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии.
Дидактическая мультимодульность. Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.
Образность и универсальность. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Образность в описании и изображении сказочных героев, образы цифр и букв не только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциации и эмоционального «якорения» объекта, но и особая технология мотивации деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности - интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, «думания» над задачей.
Эмоциональная культура игры яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление, умение создавать и выбирать из многообразия вариантов.
Различные возможности использования. Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка. Это возможность индивидуальной работы и коррекции воспитателя и педагога в школе, это материал для организации урока или занятия в группе и классе.
Приоритетность в выборе игр. Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по «Развивающим Играм Воскобовича» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани. Начало игры может быть разным : ребенок «случайно» натыкается на игру, оставленную на видном месте и начинает спонтанно знакомиться. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача педагога, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы (сбор имеющейся информации, творческий поиск ребенка, для развития и углубления знаний и расширения понятийности) для решения развивающих целей и задач игры и подготовки к дальнейшему развитию навыков и умений.
Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к образовательным программам как показала практика, игры прекрасно вписываются в программы образовательных учреждений.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах – и самостоятельной.
Данная технология - это использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения («по спирали»). Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями ребенка. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР.
Способы реализации технологии
Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Можно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре.
(слайд№7)
Игры В. Воскобовича можно разделить:
1. игры, направленные на творческое конструирование,
2. игры на развитие логики и воображение,
3. игры, обучающие чтению,
4. игры на развитие математических способностей.
Приведё м примеры самых известных игр и заданий с ними:
(слайд №8,9)
Игра «Геоконт» - игра на развитие творческого конструирования.
Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у малышей. «Геоконт» вводит детей в мир геометрии развивает мелкую моторику рук помогает изучить цвета, величины и формы ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить развивает психологические процессы малыша.
(слайд №10)
Задание: На что похожа фигура на рис. 1? Сделай ее на «Геоконте». Из скольких отрезков она состоит? Назови их.
.Рис. 2. Ты, наверное, сразу догадался, что это ключик. Придумай свои варианты ключиков, сделай их на «Геоконте».
12. Отрезок БЗ — зеркало (рис. 3). Слева — крыло бабочки. Сделай правое крыло так, как будто это отражение в зеркале.
(слайд №11)
Квaдрaт Воскобовичa — игрa нa рaзвитиe логики и вообрaжeния.
Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т. д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат.
(слайд №12,13)
Знакомство начинаем с обследования квадрата: «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);
«Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком); «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;
«Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам, ознакомили детей с условными обозначениями.
(Слайд №14,15)
Важно детям объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т. д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около 1 000 000. Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои. «Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка: абстрактное мышление навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание.
В складывании любой фигуры можно использовать алгоритм.
(слайд №16)
Алгоритм складывания любой фигуры
1. дети выполняют складывание формы вместе с воспитателем по показу;
2. знакомим их со схемой поэтапного сложения;
3. самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы;
4. проговаривание детьми действий во время складывания;
5. самостоятельное складывание формы по памяти.
Задание: чтение сказки, сложите самолет с. 12,сложите фигуру с. 14.
Головоломка «Чудо - крестики», «Кораблик «Плюх-Плюх», «Математические корзинки», «Волшебная восьмёрка», «Прозрачный квадрат».
являются многофункциональным пособием для развития у детей математических и творческих способностей.
(слайд №17,18)
Игра «Чудо - крестики» представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш должен, используя схемы, собрать различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок». «Чудо - крестики» помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать формируют понятия целое и части учится использовать схемы для решения поставленных задач. Играя с «Чудо-головоломками», дети знакомились с сенсорными эталонами цвета, формы, величины. Дети могли уже составлять небольшие описательные рассказы по картинкам, сложенным из деталей головоломки.
Задание: Игра «Собери мальчика», «Собери девочку» по схеме, собери фигуру по образцу, собери свою фигуру.
(слайд №19)
"Волшебная Восьмерка" Воскобовича Авторская методика для детей от 5 до 10 лет
Знакомство ребенка с цифрами при помощи этого необычного пособия доставит ему истинное удовольствие. Занятие математикой превратится в увлекательную игру. "Волшебная Восьмерка" Воскобовича поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение считать, составлять цифры и образные фигуры.
Ребенок должен научиться складывать из этих деталей-палочек все цифры от 0 до 9. Попутно ребенок усваивает понятие о цвете при помощи особой считалки Воскобовича. Она звучит так: "Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи". В этой считалке начальные буквы соответствуют 7 цветам радуги. Самое основное правило - цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно. так же можно дать детям задания на поиск ошибок в составленных воспитателями или другими детьми цифрах. Ребенок должен устранить неверную последовательность цветов или придумать свои собственные задания.
Задание:
Например, игра Зашифруй цифру: перед вами выложена цифра "восемь". Сделайте из нее цифру "девять" и произнести считалку, которая в результате получится (Кохле-Охле-Желе-Зеле-Селе-Фи). А теперь я произнесу шифр-пословицу (Кохле-Желе-Зеле-Фи, а вы выложите получившуюся цифру ("четыре").
(слайд №20)
«Складушки», «Ромашка», «Конструктор букв», «Читайка на шариках» игры, обучающие чтению.
Знакомясь со сказочными героями, мы преодолевали с детьми совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха.
Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Поэтому игры, развивающие логическое мышление, включала как часть занятия по математике.
(слайд №21)
Развивающие игры Воскобовича успешно удавалось планировать и проводить в комплексных занятиях, это: развивающие игры + театральная деятельность, развивающие игры + развитие речи, развивающие игры + ФЭМП. Игры используются при организации любой деятельности.
(слайд №22)
В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите малыша комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся». Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
(слайд №23)
Игры В. Воскобовича соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Технология «Сказочные лабиринты игры» органично вплетается в уже существующий режим дошкольного учреждения, прежде всего в интегрированный процесс развития и обучения детей дошкольного возраста. Каждый ребенок с удовольствием играет не только вместе со взрослым и детьми, но и самостоятельно. Ребенка окружает непринужденная игровая атмосфера, он свободен в выборе игры и партнеров, в выражении своего мнения, осуществлении действий преобразования, трансформации и моделирования.
Обучение по технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей связано с возможностью создания такой атмосферы, которая позволяет обеспечить чувство внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки со стороны взрослых, а также чувство внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми творческих начинаний ребенка.
(слайд №24)