Анастасия Сидорина
Технология группового сбора «Утро радостных встреч»
▼ Скачать + Заказать документы
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовывания целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Назначение группового сбора состоит :
- в создании общности детей и взрослого;
- в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
Публикация «Технология группового сбора „Утро радостных встреч“» размещена в разделах
- в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей;
- в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов);
- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);
- в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;
- в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т. е. в развитии у детей ключевых компетентностей.
Технологически групповой сбор :
- прост в проведении;
- легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста;
- значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;
- позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.
Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как: :
- чувствовать себя значимым;
- управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми;
- веселиться и развивать.
Принципы организации и проведения группового сбора
Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлективности.
Открытость обозначает:
- право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
- право участия в выборе предложенных идей в инициировании и осуществлении собственных планов;
- право участия (неучастия ребенка в групповом сборе).
Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, по регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый организует, ведет разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.
Реализация принципа рефлективности заключается в представлении каждому ребенку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представление о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.
Вторая сторона действия принципа рефлективности – это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершению дела, дня всего проекта – анализ результатов и достижений.
Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора :
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
- разработать план реализации нового проекта;
- подвести итого проекта;
- развивать эмпатию;
- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплементы).
Примеры образовательных задач для развития детей раннего возраста:
- формировать умение делать выбор и принимать решение (я хочу рисовать, играть);
- формировать умение ставить цель (я буду строить дом);
- развивать умение определять словами свои чувства, желания (мне весело, я хочу отдохнуть);
- развивать умение говорить предложениями;
- формировать умение различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение);
- развивать умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).
Примеры образовательных задач для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста
Примеры образовательных задач Интегративные качества
1. Формировать умение: инициировать разговор, поддерживать общение 1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
2. Обращаться к источнику получения знаний (узнавать это из книги) 2. Любознательный, активный
3. Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи) 3. Любознательный, активный
4. Понимать мотивы собственных действий и действий других людей (я так делаю, потому что) 4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений
5. Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора) 5. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
6. Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо) 6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
7. Сравнивать предметы (река широкая, ручеек узкий) 7. Овладевший необходимыми умениями и навыками
8. Аккумулировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
9. Считать предметы и называть итоговое количество 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками
10. Связно рассказывать небольшие истории 10. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
11. Разрешить конфликтные ситуации 11. Способный управлять своим поведением
12. Отстаивать свою точку зрения (я считаю, что) 12. Овладевший средствами общения
13. Работать самостоятельно и сотрудничать в группе 13. Способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения
14. Решать математические задачи 14. Овладевший необходимыми умениями и навыками
15. Устанавливать причинно-следственные связи, закономерности 15. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту
16. Извлекать пользу из опыта своего и других (попробовал и понял) 16. Любознательный, активный
17. Использовать предметы для решения своих задач 17. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту
18. Использовать знаки и символы для изображения предметов 18. Овладевший необходимыми умениями и навыками
Роль ребенка в групповом сборе
Важно помнить, что участие в групповом сборе конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность, а предоставляется возможность приятного, эмоционального и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, развивать способность управлять собой, своим временем, дает возможность руководить другими (по согласованию, влиять на текущие события и формировать будущее.
Ребенок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе. Ребенку не запрещается включение в групповом сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, развивать способность управлять своим поведением и временем.
Роль воспитателя в групповом сборе
Роль воспитателя заключается в том. Чтобы:
- обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
- установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
- демонстрировать свое собственное педагогическое отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
- стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
- предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
- помогать детям выбирать и планировать работу;
- оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности.
Структура группового сбора
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так :
1. Приветствие ( вариант: пожелания, комплементы, подарки) – 1-3 мин.
2. Игра ( вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) – 2-5 мин.
3. Обмен новостями – 2-10 мин.
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) – 5-12 мин.
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут все основное время.
Структура утреннего группового сбора может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.
Утренний сбор – одни из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятие для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном учреждении как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.