Выборнова Ирина
Технология «Фото — Кейс» как форма воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям — инвалидам
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в России развивается процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в вместе с нормально развивающимися сверстниками. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273– ФЗ от 29.12.12 закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, практика показывает, что дети, имеющие нормальный уровень развития, не готовы принять детей с ОВЗ. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ. Дошкольное образование и воспитание является начальным этапом в нравственном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей. Поэтому именно дошкольному образованию и воспитанию отведена решающая роль в реализации задач формирования толерантного отношения. Существует различные формы воспитания толерантного отношения к детям с овз и детям – инвалидам. Одну из них я хочу вам представить. Это «Кейс – технология».
Публикация «Технология „Фото — Кейс“ как форма воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям — инвалидам» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Кейс - технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
Виды кейс – технологии :
• Фото – кейс;
• Кейс – иллюстрации;
• Анализ конкретных ситуаций;
• Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
"Кейс-технология" - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.
• метод игрового проектирования - процесс создания или совершенствования объектов.
• метод проигрывания ролей (инсценировки) - предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.
• дебрифинг - достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
• метод инцидентов - поиск информации для принятия решения самим слушателем.
• Метод дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.
• метод "информационного лабиринта" заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.
• метод ситуационного анализа (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.
Меня больше заинтересовал вид технологии, который классифицируется как "фото-кейс". Комплект "фото-кейс", имеет в наличие фотографии, текст, о каком-либо событии, вопроса после основного текста.
Задачи, достигаемые при использовании технологи "фото-кейс" :
• Развивать творческое, осознанно - критическое мышление;
• Формировать способность на практике; находить альтернативные варианты решений, соотносить их с жизненными ситуациями;
• Развивать умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• Способствовать развитию у детей нравственных аспектов поведения.
Познакомимся поближе с данной технологией на примере.
«Знакомство».
Цель: способствовать развитию нравственных качеств детей, чувств сострадания и сопереживания к людям с ограниченными возможностями
Здоровья.
В группу пришла новая девочка Света. Ей очень захотелось познакомиться и поиграть с ребятами. Света подошла к ним и завела разговор. Но девочка сильно заикалась. Ребята посмотрели на Свету и продолжили свою игру, не обращая на неё внимание. Девочка очень расстроилась. Она села в сторонку и стала наблюдать, как ребята играют.
Вопросы:
Как вы думаете, правильно ли поступили ребята?
Что они должны были сделать?
Как бы вы поступили?
Обучение детей анализу создавшейся проблемной ситуации активизирует мыслительную деятельность. Способствует умению критически и реально оценивать события, происходящие вокруг него, правильно принимать решения. Задачи направлены на развитие у дошкольников социально - нравственных норм и правил, общения, поведения в социуме, в процессе интеграции образовательных областей. Нельзя забывать, что технология одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в рамках поставленных задач, через различные виды деятельности.
Отличительные особенности технологии "фото-кейс" :
• Описание реальной проблемной ситуации;
• Альтернативность решения проблемы;
• Коллективная работа по выработке решения;
• Оценивание принимаемых решений;
• Эмоциональная вовлеченность участников.
Особенность использования заключается в изучении прецедентов, то есть случая, который требует принятия решения посредством дискуссии со сверстниками, те совместными усилиями группы необходимо проанализировать ситуацию, выработать практическое решение и как окончание - выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы. Главное предназначение технологии - развивать способность прорабатывать различные ситуации другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с казусами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
К достоинствам можно отнести:
• доступность, как возможность организации вариантов активного обсуждения,
• наглядность, т. е. красочные фотографии, отражающие реальную или смоделированную ситуацию;
• гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
Практическая деятельность с дошкольниками строится в рамках технологической карты, которая адаптирована к технологии и отражает специфику "фото-кейса", где определена последовательная этапность деятельности педагога и детей.
Использование "фото-кейсов" на практике обеспечивает не только интеллектуальное, нравственное развитие, но и активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений.
В процессе использования технологии "фото-кейс" дошкольники:
• получают коммуникативные навыки,
• развивают презентационные умения,
• формируются навыки работы в команде детей дошкольного возраста;
• выработка навыков простейших форм социального общения,
• решения реальных проблем, возможность работы в едином проблемном поле,
• умение аргументировать ответ, решать конфликтные ситуации.
Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.