МААМ-картинки

Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол. Общее понятие» в 4 классе «Школа России»

Наталья Леус
Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол. Общее понятие» в 4 классе «Школа России»

Технологическая карта урока русского языка

Тема Глагол. Общее понятие.

Тип урока Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Урок проводиться в начале изучения раздела «Глагол» – подготовка к уроку открытия нового знания (От общего – к частному)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о глаголе.

Содержательная цель: построение обобщённой модели знаний по теме «Глагол» и включение её в общую систему знаний.

Предметные результаты: • Осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека.

• Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи.

• Определять грамматические признаки глаголов: вид, число, время, род у глаголов прошедшего времени в единственном числе, лицо у глаголов настоящего и будущего времени.

• Строить устное диалогическое и монологическое высказывания.

Метапредметные и личностные результаты Познавательные: сравнение, анализ, структурирование информации; извлекать информацию из схемы.

Регулятивные: самоорганизация рабочего места; целеполагание (определение и понимание учебной задачи); контролировать и оценивать свои действия; адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные: точное выражение мыслей; умение слушать и слышать других; сотрудничество.

Личностные: понимание причин успешности и неуспешности; осознание необходимости учиться; оценивание себя, других.

Технологии Деятельностный подход

Методы Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Метод конструирования.

Формы Фронтальная, командная, парная.

Оборудование урока Наглядный и раздаточный материал

Мультимедийный проектор.

Ход урока

№ Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся

1 Мотивации (самоопределения) деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

-Вот наступили последние деньки зимы. Скоро наступит март. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению.

2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности - О чём может идти речь в тексте, к которому выполнена эта иллюстрация?

-Прочитайте.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

- Определить тип текста.

- Подчеркнуть ключевые слова.

Какой частью речи являются ключевые слова? Почему? Какую роль выполняют глаголы в этом тексте?

- Назовите тип текста.

- Так показывает встречу зимы с весной Фёдор Иванович Тютчев.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие.

-А какая часть речи передаёт действие? Рассматривают иллюстрацию. Обсуждают.

Работа в парах.

Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы. Читательское восприятие движется от действия к действию.

Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях.

- Глагол.

3 Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока. -Как вы думаете, почему я начала урок с этого задания?

Определите тему урока.

- Это новая для нас тема?

- Всё ли мы знаем о глаголе?

- Какие цели можно поставить?

Глагол

-Проверить, что мы помним; повторить изученное; исследовать, всё ли нам известно о глаголе; развивать свои умения по теме «Глагол»

4 Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.

-Выберите ключевые слова, которые относятся к теме нашего урока.

Предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать, кто, что сделать, признак предмета

-Используя ключевые слова, дайте определение глагола.

Вспомним, что мы знаем о глаголе. Поработаем в командах и на основании ваших выводов составим схему.

-У каждой команды задание. Выполните его и сделайте вывод.

Задание 1 команды.

Найдите лишнее слово и по оставшимся словам сделайте вывод.

Бежать, танцевать, читать, поёт, говорить.

Задание 2 команды.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Поёт, поют, бежит, говорят

Задание 3 команды.

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пел, поёт, будеть петь, красил, говорит, принесёт.

Задание 4 команды.

Разделите слова на три группы. Сделайте вывод.

Пишу, грызут, несёшь, рисуют, читаем, говорите.

Задание 5 команды.

Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.

Кричала, прыгал, висело, лежало, стоял, украсила.

Задание 6 команды.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Прыгает, замяукал, красила, привяжет.

Задание 7 команды (дети ОВЗ)

Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое. Сделайте вывод, продолжив предложение: В предложении глагол является …

По дорогам бегут ручьи. На полях тает снег. Ярко светит солнце

Составление схемы

- Проверим, сможете ли вы, опираясь на схему, ответить на вопросы:

- Что обозначает глагол?

- Сколько временных форм глагола вы знаете?

- В каком времени глаголы изменяются по родам?

- Какую роль в предложении чаще всего выполняет глагол? Работа в паре

Определение глагола

Работа в команде

Глагол имеет неопределённую форму, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Глагол изменяется по числам: единственное и множественное число.

Глагол изменяется по временам: п. в., н. в., б. в

В настоящем и будущем времени глагол изменяется по лицам: 1л., 2л., 3л.

Глагол в форме прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам: ж. р., м. р., ср. р.

Глагол бывают совершенного и несовершенного вида.

В предложении глагол является сказуемым.

- вид

- неопределённая форма

- число

- время

- в прошедшем времени единственного числа

- в настоящем и будущем времени

- является

5 Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности Работа с отрывком из стихотворения.

- Выписать глаголы из первого четверостишия, указать морфологические признаки.

- Взаимоконтроль с проговариванием во внешней речи. Злится – несов. в., н. в., ед. ч., 3 л.

Прошла – несов. в., п. в., ед. ч., ж. р.

Стучится – несов. в., н. в., ед. ч., 3 л.

Гонит - несов. в., н. в., ед. ч., 3 л.

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели. Проверим, свои знания по теме «Глагол»

- Предлагаю тест.

- При выполнении работы можно пользоваться опорной схемой, если в этом будет необходимость.

В тесте обведи в кружок букву правильного ответа.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает…

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

2. Каким членом предложения является глагол?

А) подлежащим

Б) сказуемым

В) второстепенным

3. Глагол БЕЖАТЬ стоит в форме:

А) неопределённой форме;

Б) настоящего времени;

В) будущего времени.

4. Выбери глагол будущего времени:

А) зазеленеют

Б) растаял

В) воркует.

5. Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?

А) по лицам

Б) по падежам

В) по родам

6. Глаголы: бегут, говорим, поём, стоят в форме:

А) множественного числа

Б) единственного числа

7. Какую роль играет глагол в предложении: Говорливый ручей бежит по поляне.

А) подлежащее

Б) сказуемое

В) второстепенный член предложения.

- Проверьте работу по эталону.

1 2 3 4 5 6 7

В Б А А В А Б

Оцените свою работу отметкой по критериям:

Без ошибок и исправлений – «5»

1-2 ошибки – «4»

- осуществляют самооценку выполненной работы (по критериям)

7 Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике - По каким признакам можно различить части речи?

Откройте учебники на с. 60 упр. 397

Прочитайте задание. Что требуется выполнить в этом упражнении?

Составим шаги для выполнения работы.

1. Прочитать слово.

2. Задать вопрос к слову.

3. Определить часть речи.

4. Записать слово в нужный столбик.

Взаимопроверка

У вас есть хорошие знания о частях речи. А теперь я предлагаю поработать в группах.

-У каждого на парте лежат карточки определенного цвета.

Красная карточка

Предлагаю вам подобрать к словосочетанию подходящий по смыслу глагол.

Подчиняться другим. дышать

Заставлять двигаться куда-нибудь. слышать

Втягивать и выпускать воздух. зависеть

Различать, воспринимать звуки. гнать

Зелёная карточка

Вам предстоит поработать с фразеологизмами. Составить фразеологизм и объяснить значение.

встать язык

повесить нос

проглотить не с той ноги

Жёлтая карточка

Работать будете с текстом. У глаголов определить время.

Весна! Зазеленела молодая травка. Кругом всё расцветает. Уже желтеют цветки мать – и – мачехи. Зажужжат вокруг них мохнатые пчёлы.

Карточка для детей ОВЗ

Найти в тексте глаголы и подчеркнуть их.

Весна! Зазеленела молодая травка. Кругом всё расцветает. Уже желтеют цветки мать – и – мачехи. Зажужжат вокруг них мохнатые пчёлы.

Существительное – предмет, кто? что?

Прилагательное – признак предмета, какой? какая?.

Глагол – действие предмета, что делает?.

Самостоятельная работа

- осуществляют взаимопроверку выполненной работы

Дифференцированная работа по карточкам.

8 Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия Удивительная часть речи глагол!

- Используя схему составьте рассказ о глаголе.

- Для чего мы составили схему?

Домашнее задание

С. 60 упр. 396

Оцените свою работу на уроке.

Рассказ о глаголе по схеме

Повторить, обобщить систематизировать знания о глаголе

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол. Общее понятие» в 4 классе «Школа России»
Опубликовано: 7 октября 2024 в 17:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол. Общее понятие» в 4 классе «Школа России»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леус в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...

9 октября. Всероссийский день чтения. Передвижка «Полезное чтение»

Уникальный праздник, посвященный литературе и книге, отмечается 9 октября – Всероссийский день чтения. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Воспитать детей настоящими книголюбами и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД