Наталья Леус
Технологическая карта урока по русскому языку «Глагол. Общее понятие» в 4 классе «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока русского языка
Тема Глагол. Общее понятие.
Тип урока Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)
Урок проводиться в начале изучения раздела «Глагол» – подготовка к уроку открытия нового знания (От общего – к частному)
Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку „Глагол, Общее понятие“ в 4 классе „Школа России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о глаголе.
Содержательная цель: построение обобщённой модели знаний по теме «Глагол» и включение её в общую систему знаний.
Предметные результаты: • Осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека.
• Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи.
• Определять грамматические признаки глаголов : вид, число, время, род у глаголов прошедшего времени в единственном числе, лицо у глаголов настоящего и будущего времени.
• Строить устное диалогическое и монологическое высказывания.
Метапредметные и личностные результаты Познавательные: сравнение, анализ, структурирование информации; извлекать информацию из схемы.
Регулятивные: самоорганизация рабочего места; целеполагание (определение и понимание учебной задачи); контролировать и оценивать свои действия; адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные: точное выражение мыслей; умение слушать и слышать других; сотрудничество.
Личностные: понимание причин успешности и неуспешности; осознание необходимости учиться; оценивание себя, других.
Технологии Деятельностный подход
Методы Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Метод конструирования.
Формы Фронтальная, командная, парная.
Оборудование урока Наглядный и раздаточный материал
Мультимедийный проектор.
Ход урока
№ Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Мотивации (самоопределения) деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.
-Вот наступили последние деньки зимы. Скоро наступит март. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: актуализация используемых способов
действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности - О чём может идти речь в тексте, к которому выполнена эта иллюстрация?
-Прочитайте.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
- Определить тип текста.
- Подчеркнуть ключевые слова.
Какой частью речи являются ключевые слова? Почему? Какую роль выполняют глаголы в этом тексте?
- Назовите тип текста.
- Так показывает встречу зимы с весной Фёдор Иванович Тютчев.
- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?
- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие.
-А какая часть речи передаёт действие? Рассматривают иллюстрацию. Обсуждают.
Работа в парах.
Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы. Читательское восприятие движется от действия к действию.
Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях.
- Глагол.
3 Постановка учебной задачи
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока. -Как вы думаете, почему я начала урок с этого задания?
Определите тему урока.
- Это новая для нас тема?
- Всё ли мы знаем о глаголе?
- Какие цели можно поставить?
Глагол
-Проверить, что мы помним; повторить изученное; исследовать, всё ли нам известно о глаголе; развивать свои умения по теме «Глагол»
4 Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез.
-Выберите ключевые слова, которые относятся к теме нашего урока.
Предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать, кто, что сделать, признак предмета
-Используя ключевые слова, дайте определение глагола.
Вспомним, что мы знаем о глаголе. Поработаем в командах и на основании ваших выводов составим схему.
-У каждой команды задание. Выполните его и сделайте вывод.
Задание 1 команды.
Найдите лишнее слово и по оставшимся словам сделайте вывод.
Бежать, танцевать, читать, поёт, говорить.
Задание 2 команды.
Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.
Поёт, поют, бежит, говорят
Задание 3 команды.
Разделите слова на три группы и сделайте вывод.
Пел, поёт, будеть петь, красил, говорит, принесёт.
Задание 4 команды.
Разделите слова на три группы. Сделайте вывод.
Пишу, грызут, несёшь, рисуют, читаем, говорите.
Задание 5 команды.
Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.
Кричала, прыгал, висело, лежало, стоял, украсила.
Задание 6 команды.
Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.
Прыгает, замяукал, красила, привяжет.
Задание 7 команды (дети ОВЗ)
Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое. Сделайте вывод, продолжив предложение: В предложении глагол является …
По дорогам бегут ручьи. На полях тает снег. Ярко светит солнце
Составление схемы
- Проверим, сможете ли вы, опираясь на схему, ответить на вопросы:
- Что обозначает глагол?
- Сколько временных форм глагола вы знаете?
- В каком времени глаголы изменяются по родам?
- Какую роль в предложении чаще всего выполняет глагол? Работа в паре
Определение глагола
Работа в команде
Глагол имеет неопределённую форму, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Глагол изменяется по числам: единственное и множественное число.
Глагол изменяется по временам: п. в., н. в., б. в
В настоящем и будущем времени глагол изменяется по лицам : 1л., 2л., 3л.
Глагол в форме прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам: ж. р., м. р., ср. р.
Глагол бывают совершенного и несовершенного вида.
В предложении глагол является сказуемым.
- вид
- неопределённая форма
- число
- время
- в прошедшем времени единственного числа
- в настоящем и будущем времени
- является
5 Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности Работа с отрывком из стихотворения.
- Выписать глаголы из первого четверостишия, указать морфологические признаки.
- Взаимоконтроль с проговариванием во внешней речи. Злится – несов. в., н. в., ед. ч., 3 л.
Прошла – несов. в., п. в., ед. ч., ж. р.
Стучится – несов. в., н. в., ед. ч., 3 л.
Гонит - несов. в., н. в., ед. ч., 3 л.
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели. Проверим, свои знания по теме «Глагол»
- Предлагаю тест.
- При выполнении работы можно пользоваться опорной схемой, если в этом будет необходимость.
В тесте обведи в кружок букву правильного ответа.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает…
А) предмет
Б) признак предмета
В) действие предмета
2. Каким членом предложения является глагол?
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) второстепенным
3. Глагол БЕЖАТЬ стоит в форме:
А) неопределённой форме;
Б) настоящего времени;
В) будущего времени.
4. Выбери глагол будущего времени :
А) зазеленеют
Б) растаял
В) воркует.
5. Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
А) по лицам
Б) по падежам
В) по родам
6. Глаголы : бегут, говорим, поём, стоят в форме:
А) множественного числа
Б) единственного числа
7. Какую роль играет глагол в предложении : Говорливый ручей бежит по поляне.
А) подлежащее
Б) сказуемое
В) второстепенный член предложения.
- Проверьте работу по эталону.
1 2 3 4 5 6 7
В Б А А В А Б
Оцените свою работу отметкой по критериям:
Без ошибок и исправлений – «5»
1-2 ошибки – «4»
- осуществляют самооценку выполненной работы (по критериям)
7 Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике - По каким признакам можно различить части речи?
Откройте учебники на с. 60 упр. 397
Прочитайте задание. Что требуется выполнить в этом упражнении?
Составим шаги для выполнения работы.
1. Прочитать слово.
2. Задать вопрос к слову.
3. Определить часть речи.
4. Записать слово в нужный столбик.
Взаимопроверка
У вас есть хорошие знания о частях речи. А теперь я предлагаю поработать в группах.
-У каждого на парте лежат карточки определенного цвета.
Красная карточка
Предлагаю вам подобрать к словосочетанию подходящий по смыслу глагол.
Подчиняться другим. дышать
Заставлять двигаться куда-нибудь. слышать
Втягивать и выпускать воздух. зависеть
Различать, воспринимать звуки. гнать
Зелёная карточка
Вам предстоит поработать с фразеологизмами. Составить фразеологизм и объяснить значение.
встать язык
повесить нос
проглотить не с той ноги
Жёлтая карточка
Работать будете с текстом. У глаголов определить время.
Весна! Зазеленела молодая травка. Кругом всё расцветает. Уже желтеют цветки мать – и – мачехи. Зажужжат вокруг них мохнатые пчёлы.
Карточка для детей ОВЗ
Найти в тексте глаголы и подчеркнуть их.
Весна! Зазеленела молодая травка. Кругом всё расцветает. Уже желтеют цветки мать – и – мачехи. Зажужжат вокруг них мохнатые пчёлы.
Существительное – предмет, кто? что?
Прилагательное – признак предмета, какой? какая?.
Глагол – действие предмета, что делает?.
Самостоятельная работа
- осуществляют взаимопроверку выполненной работы
Дифференцированная работа по карточкам.
8 Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия Удивительная часть речи глагол!
- Используя схему составьте рассказ о глаголе.
- Для чего мы составили схему?
Домашнее задание
С. 60 упр. 396
Оцените свою работу на уроке.
Рассказ о глаголе по схеме
Повторить, обобщить систематизировать знания о глаголе