Елена Некрасова
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность
различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Ребенок, взрослея, выходит за пределы семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, это та часть объективной действительности, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие, это та сфера, в которую ребенок пытается войти.
Темочки:
А. А. Бодалев считал, что в дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Общение со взрослым является для ребенка, во-первых, источником не сравнимых ни с чем другим ярких, изменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых он может испытывать недостаток впечатлений. Человек познает себя теми же путями, что и объективный мир: его деятельность направлена на приобретение и обогащение знаний не только об окружающем, но и, прежде всего, о самом себе, своих возможностях, потребностях. Основы этих знаний наиболее продуктивно осваиваются личностью в онтогенезе, периоде, характеризующемся сензитивностью и открытостью миру. Самосознание в онтогенетическом плане можно рассматривать как постепенно развертывающийся во времени интегративный психический процесс, в основе которого лежит все более усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способность регулировать свое поведение. Именно в дошкольный период происходит зарождение и развитие способности к пониманию своей личности, формирование образа Я, которое включает не только умение оценивать свои личностные качества, но и предположить, что думают и как оценивают его окружающие.
Я. Г. Абдуллин утверждал, что в процессе становления «Я-образа» большую роль играет идентификация себя с лицом, являющимся носителем качеств, соответствующих реализации того или иного внешнего содержания. Тип ценностей, оформляющийся в период дошкольного детства, от 5 до 7 лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей, во-первых, сохранится в дальнейшем и во взрослом состоянии, во-вторых, является универсальным и действует в разных сферах функционирования субъекта.
Как считал Л. И. Божович, что детство является тем периодом, когда происходит тесное взаимодействие и взаимопроникновение пространства взрослого мира и мира ребенка. Ребенок дошкольного возраста специфичными для его возраста способами познает мир, начиная моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, мир, где возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми. В процессе обогащения эмоционального и когнитивного опыта ребенок формирует свой индивидуальный и неповторимый образ мира.
Дошкольное детство является важным этапом в становлении морального облика ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, ценностные отношения, определяющие дальнейшее развитие социальных и культурных компетенций личности. Современное дошкольное образование в области социально-коммуникативного развития предусматривает включение детей в позитивные толерантные взаимоотношения, развитие способности к рефлексии, обогащение опыта поликультурных отношений. В условиях поликультурной среды образовательного процесса актуальным становится вопрос о формирования ценностного отношения к национальной культуре. Ценностное отношение к национальной культуре рассматривается нами как активность личности в сфере гуманных взаимоотношений в поликультурном пространстве,
направленное на практическую реализацию в поступках социальных норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно значимые.
Формирование ценностного отношения к национальной культуре двусторонний процесс: с одной стороны, ребенок адаптируется в обществе благодаря усвоению социального опыта, национальных и культурных ценностей, норм и правил поведения, присущих этому обществу, а с другой стороны, сохраняется и развивается независимость и индивидуальность ребенка, что способствует формированию собственной позиции и выработке личностных ценностей.
Ценностное отношение к национальной культуре отражается во внешних проявлениях в условиях межкультурного взаимодействия в общении и совместной деятельности; во внутренних – в рефлексии, самосознании (самопонимании, самооценке) и саморегуляции, формировании поликультурного мышления. Ценностное отношение к национальной культуре характеризуется осознанием своего места среди других, принятием личностью поликультурных норм и ценностей, определяющих ее способность осознанно, активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Его элементами являются: нравственные чувства, нравственные знания, ценностные представления о социальной и поликультурной действительности, которые проявляются в моральных суждениях ребенка; межличностные отношения, гуманная мотивация поведения, потребность в заботе о другом человеке и опыт реального поведения, ориентированного на социальную норму как ценность.
Анализ существующих исследований по близкой проблематике позволил обоснованно выделить следующие компоненты в структуре ценностного отношения к национальной культуре : эмоциональный, включающий такие позитивные качества социального развития, как расположение к другим людям (взрослым и детям, которое в непосредственном общении и поведении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся способности к сопереживанию; когнитивный, который связан с познанием другого человека, способностью к накоплению и осмыслению нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, интерес к содержанию поликультурных норм и ценностей; поведенческий, проявляющийся в реальном сотрудничестве с окружающими в поликультурном пространстве, наличии личного опыта социального поведения.
Процесс формирования ценностного отношения к национальной культуре реализуется поэтапно, включая: эмоционально-побудительный, когнитивно-ориентировочный, ценностно-рефлексивный этапы. Эмоционально-побудительный этап реализует следующую цель – развитие у детей эмоциональной регуляции собственного поведения в процессе взаимодействия со сверстниками, представителями другой культуры с учетом их интересов и переживаний, расширение эмоциональных и оценочных суждений. Когнитивно-ориентировочный этап направлен на освоение детьми содержательной стороны культурных ценностей, норм, правил поведения, формирование системы ценностных представлений. Цель ценностно-рефлексивного этапа заключается в развитии способности выстраивать стратегию поведения в условиях поликультурной среды в ситуации морального выбора, реализовывать в опыте поведения ценностное отношение к социальной норме. Целостность и последовательность этапов
построения педагогического процесса направлена на формирование компонентов в структуре ценностного отношения к национальной культуре.
Педагогический процесс предполагает включение детей в специально организованную образовательную деятельность, направленную на успех общего дела, требующую согласованности действий, что формирует чувство общности, развивает личностный потенциал ребенка, его эмпатийные способности и поликультурную компетентность.
Таким образом, в педагогическом процессе по формированию
ценностного отношения к национальной культуре должно предусматриваться поэтапное ознакомление с национальной культурой.