Анна Лемзякова
Техника игры с песочницей как форма арт-терапевтической работы с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А. Я. Варга, 1983; Т. В. Архиреева, 1989; Н. Н. Авдеева, 1994; А. И. Захаров, 1986; А. И. Спиваковская, 1988; А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т. д.
По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,
Публикация «Техника игры с песочницей как форма арт-терапевтической работы с семьей» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е. О. Смирнова, М. В. Быкова и другие).
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
На сегодняшний день практически каждую российскую семью по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. По последним данным госстатистики растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.
Социально-экономические катаклизмы, необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, "кто под руку попадется", чаще всего на детей, особенно дошкольников и младших школьников. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье.
Полученные в ходе экспериментальных исследований и наблюдений данные о характере взаимоотношений родителей и детей подтвердили наличие разных, часто противоположных типов семейного взаимодействия:
положительные взаимоотношения (19,7 %) характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;
амбивалентный тип взаимоотношений (56,1 %) отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами;
отрицательные взаимоотношения (24,2%) связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.
Анализ данных научных исследований детско-родительских отношений показывает что, только 19% родителей испытывают явное эмоциональное принятие ребенка, то есть родителям нравится ребенок таким, какой он есть, они уважают его индивидуальность, одобряют его интересы и планы. В то же время 28,6 % опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка, т. е. преобладает отрицательное восприятие к ребенку ( они испытывают к нему: злобу, досаду, раздражение, обиду).
Выделяются три группы семей по типу родительского отношения к ребенку: "благоприятные" и "неблагоприятные" и их типичные профили. (Приложение №1. Таблица №1. Типичные профили родительского отношения влияющие на социальную адаптированность ребенка.)
Анализ существующих проблем в детско-родительских отношениях показал необходимость поиска и внедрения новейших психолого-педагогических технологий, методов в организации диагностической и коррекционной работы с родителями и детьми.
На сегодняшний день признанным эффективным психотерапевтическим методом, позволяющим детям и взрослым выражать трудно осознаваемые чувства, совладать с травматическими переживаниями, прояснять насущные жизненные проблемы является - песочная терапия. Исследователи отмечают, что песочная терапия оказывает существенное влияние на протекание процесса психологической коррекции детско-родительских отношений.
По своим свойствам, песок удивительный и загадочный материал, приятный на ощупь и очень податливый. Погружая руки в песок, мы испытываем удивительные ощущения. Он позволяет нам создавать из него целые фрагменты мира. Песок обладает способностью принимать любые формы : быть сухим, легким и ускользающим сквозь пальцы, влажным и липнуть к рукам, плотным или пластичным, на нем можно оставлять отпечатки. Песок обладает сильными медитативными свойствами, он несет в себе энергию тех мест где был собран.
Oснователь аналитической психотерапии Карл Густав Юнг считал, что "Игра в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". Он посоветовал своей ученице Доре Калфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой Маргарет Лоуэнфелд.
Дора Калфф разработала юнгианский подход к песочной терапии, который стал в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным, она увидела в этой методике возможность помочь детям и взрослым выразить и отреагировать тревожащие их чувства.
Песочная терапия вначале использовалась прежде всего как игровая среда для детей, но в последнее время она становится методом, который применяют и в работе с взрослыми, парами, семьями.
Песочная терапия является как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). В ходе сессий ребенок или взрослый создаёт свой собственный мир из песка и миниатюрных фигурок.
В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные интервенции для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях. В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа.
Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей и проблем. Он не понимает причин происходящего с ним, а песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так поступает, почему так думает. Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.
После курса песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой человек является волшебником и может сам изменить текущую ситуацию, беспокоящую его. Игра в песочнице позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Арт-терапевты считают, что с помощью песка можно посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, а затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь.
Опыт применения песочной терапии в рамках работы психолога показывает, что данный метод является эффективным в коррекции детско-родительских отношений. Работа с песком, моделирование «миров» в песочнице развивает личность всех участников процесса. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность не только исследовать детско-родительские отношения, найти причины возникновения конфликтов, но и создать ресурс для их преодоления.