Светлана Ступина
Технологические карты организованной учебной деятельности по поликультурному образованию (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Ступина С. В
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Социализация»
Тема: «Культура и традиции русского народа»
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа,дать представление о целостности нашей страны.
Месяц: Сентябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Публикация «Технологические карты организованной учебной деятельности по поликультурному образованию (старшая группа)» размещена в разделах
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – Петрушка (здоровается с детьми и предлагает послушать рассказ о том, как жили наши дедушки и бабушки. Интересуется, что знают о прошлом сами дети. Дети здороваются, с интересом слушают и сами рассказывают.
Организационно-поисковый Воспитатель во время рассказа демонстрирует иллюстрации с изображением национальных костюмов, предметов посуды, мебели и кухонной утвари.
Воспитатель включает записи русских народных песен и предлагает детям прослушать их. Дети рассматривают иллюстрации.
Дети слушают и подпевают.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель задает детям вопросы о прослушанном материале, интересуется, что именно детям понравилось и запомнилось из услышанного. Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Ожидаемый результат: Знать – как одевались, на чем ездили и где жили наши предки; Иметь – представление о целостности нашей родины; Уметь – отличать быт и одежду нашего народа от других народов.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Социализация»
Тема: «Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн».
Цель: Познакомить детей с символикой нашей родины – гербом, флагом, гимном. Дать представление о том, какая большая наша страна и как она зародилась.
Месяц: Сентябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – Петрушка (здоровается с детьми и предлагает послушать рассказ о том, что значит символика страны и что это такое – герб, флаг, гимн. Дети здороваются, с интересом слушают.
Организационно-поисковый Воспитатель во время рассказа демонстрирует иллюстрации с изображением нашего флага и герба, объясняет, что значат цвета на флаге и орёл на гербе – почему он двуглавый и в короне.
Затем воспитатель ставит для прослушивания гимн России и предлагает детям исполнить его стоя.
Дети рассматривают иллюстрации.
Дети слушают и подпевают (те, кто знает).
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель задает детям вопросы о прослушанном материале, интересуется, что именно детям понравилось и запомнилось из услышанного. Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Ожидаемый результат: Знать – символику своей родины России; Иметь – представление о том, насколько важна символика для россиян; Уметь – исполнять гимн Российской Федерации.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Коммуникация»
Тема: «Выставка изделий русского народно-прикладного искусства»
Цель: Заинтересовать детей и их родителей в более глубоком изучении русского народного искусства и творчества.
Предварительная работа: Дать детям домашнее задание- найти и принести из дома игрушки и предметы быта, которые относятся к прошлому нашей родины.
Месяц: Сентябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – в гости к детям пришла Матрёшка. Она рассказала, что прилетела из прошлого и очень хочет, чтобы дети ей рассказали, знают ли они что-либо о том времени, из которого она прилетела. Дети здороваются, с интересом слушают.
Организационно-поисковый Воспитатель говорит Матрёшке, что наши дети много чего знают и даже принесли из дома предметы старины. (показ предметов как выставка).
Матрешка рассказывает о каждом предмете, а затем просит рассказать (повторить за ней) рассказ.
Затем воспитатель предлагает детям выбрать наиболее понравившуюся игрушку и объяснить, почему именно она им понравилась. Дети вместе с Матрёшкой рассматривают предметы, трогают их и интересуются для чего они нужны.
Дети повторяют за Матрёшкой.
Дети выбирают и составляют свой рассказ.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель задает детям вопросы о прослушанном материале, интересуется, что именно детям понравилось и запомнилось из услышанного. Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Ожидаемый результат: Знать – какие именно игрушки пришли из старины; Иметь – представление о тех временах, когда были сделаны игрушки; Уметь – отличать современные игрушки от старинных.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Художественное творчество»
Тема: «Российский флаг»
Цель: Научить детей самостоятельно и по памяти рисовать красками флаг Российской Федерации.
Месяц: Сентябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – в гости к детям пришла Матрёшка. Она рассказала, что видела на Кремле большой и красивый флаг – флаг России. Ей очень захотелось такой же, но она не знает, где его взять. Дети здороваются, с интересом слушают.
Организационно-поисковый Воспитатель предлагает детям помочь Матрёшке и нарисовать для неё много-много российских флагов.
Перед рисованием воспитатель интересуется, помнят ли дети какие именно цвета присутствуют на нашем флаге (белый, синий, красный).
Затем воспитатель спрашивает, в каком порядке расположены цвета на флаге (белый, голубой, красный).
Педагог предлагает детям взять краски и приступить к самостоятельной работе. Во время работы он ходит от ребенка к ребенку и корректирует их действия. Дети охотно соглашаются.
Дети отвечают на вопросы.
Дети отвечают.
Самостоятельная работа.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель предлагает детям выложить дорожку из рисунков и выбрать из них наиболее красивые флаги и подарить их Матрёшке. Дети делают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – флаг Российской федерации и расположение цветов на нём; Иметь – представление о значимости флага для российского народа; Уметь – рисовать российский флаг по представлению.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Художественное творчество»
Тема: Герб родного города – Рыбы.
Цель: Научить детей лепить символ родного города Рыбинска – рыбку. Располагать ее так же, как она находится на изображении.
Месяц: Сентябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – в гости к детям пришла Рыбка. Она спрашивает у детей, а знают ли они, где её изображают? Затем она рассказывает, что у Рыбинска тоже есть герб, на котором изображена именно рыбка, потому что наш город – рыбный. Дети здороваются, с интересом слушают.
Организационно-поисковый Воспитатель предлагает детям взять пластилин белого и голубого цвета и запечатлеть наш герб – Рыбку.
Воспитатель показывает детям как из овала методом вытягивания формировать головку и хвостик.
Затем он берет стеку и показывает детям, как надо прорисовывать глазки на голове и чешуйки на туловище.
Воспитатель во время работы подходит то к одному ребенку, то к другому и корректирует работу детей. Дети охотно соглашаются.
Дети внимательно слушают воспитателя.
Самостоятельная работа.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель предлагает детям устроить выставку Рыбок и выбрать самый красивый герб Рыбинска. Дети делают выставку и выбирают герб Рыбинска.
Ожидаемый результат: Знать – что герб Рыбинска – это Рыбы; Иметь – представление о том, что у каждого города есть свой герб; Уметь – лепить форму животного по представлению.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Социализация».
Тема: «Моя родина – Россия».
Цель: Рассматривание вместе с детьми иллюстраций в уголке «Родной край».
Месяц: Сентябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – в гости к детям пришла Рыбка. Она спрашивает у детей, а есть ли у них место, где она может увидеть своего большого брата – герб России? Рыбка просит показать ей уголок родного края. Дети здороваются и отвечают на вопрос.
Дети соглашаются.
Организационно-поисковый Воспитатель предлагает детям подойти к уголку и рассмотреть в нем иллюстрации.
Затем он рассказывает, что именно изображено и выставлено в уголке родного края, просит детей самостоятельно рассказать, если они знают.
Воспитатель просит детей вспомнить слова гимна Российской Федерации и напеть их.
Педагог предлагает кому-нибудь из детей побыть гидом и еще раз рассказать о том, что они видят в уголке родного края. Дети охотно соглашаются.
Дети слушают и сами рассказывают.
Дети вспоминают гимн и напевают его.
Дети рассказывают.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель предлагает детям рассказать родителям о своей родине и принести интересные иллюстрации в уголок родного края из дома. Дети охотно соглашаются.
Ожидаемый результат: Знать – символику своей родины – России; Иметь – представление о том, что именно должно находиться в уголке родного края; Уметь – самостоятельно рассказать по иллюстрациям и своей Родине.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Социализация»
Тема: «Москва – столица России. Герб Москвы.»
Цель: Познакомить детей с главными городами России.
Месяц: Октябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – в гости к детям пришел Петрушка и стал жаловаться, что недавно видел по телевизору город, который назвали столицей нашей Родины, а он забыл название. Петрушка очень просит детей помочь ему вспомнить этот город. Дети здороваются и сочувствуют Петрушке.
Дети соглашаются.
Организационно-поисковый Воспитатель предлагает детям подойти к уголку родного края и рассмотреть в нем иллюстрации.
Затем он рассказывает, что в уголке изображена столица нашей родины – Москва. Рассказывает о Кремле, о больших и красивых домах и парках; зачитывает стихотворение о Москве. Затем педагог напоминает, что у каждого города есть свой герб и Москва не исключение. Показывает детям герб и объясняет, что на нем изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Затем воспитатель показывает слайд-шоу с изображениями Москвы.
Дети охотно соглашаются.
Дети слушают
Дети смотрят слайд-шоу.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель предлагает детям рассказать родителям о своей родине и Москве, а так же спросить у них, знают ли они (родители) что изображено на гербе Москвы. Дети соглашаются и обещают проверить родителей.
Ожидаемый результат: Знать – что столица нашей родины – Москва; Иметь – представление о том, как выглядит Москва и её достопримечательности; Уметь – правильно отличать герб Москвы от других гербов.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Социализация»
Тема: «Санкт-Петербург – северная столица нашей страны».
Цель: Познакомить детей с главными городами России.
Месяц: Октябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент – в гости к детям пришел Петрушка. Он рассказал о том, что у нас в стране есть очень большой и красивый город, который называется Санкт Петербург. Петрушка предлагает детям рассмотреть фотографии, привезенные им оттуда. Дети здороваются и внимательно слушают.
Организационно-поисковый Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и включает презентацию о Санкт Петербурге.
После просмотра педагог задает детям вопросы:
- Что вы видели на фотографиях?
- Что изображено на гербе С. Петербурга?
-А что изображено на флаге?
-Что вам больше всего запомнилось из увиденного?
-А кто из вас был в этом городе и что особенного запомнил? Дети внимательно рассматривают слайд-шоу.
Дети перечисляют.
- Красный щит, 2 якоря, корона, 2 скипетра.
-Красное поле, 2 якоря, скипетр.
-Много музеев, красивые дома, Эрмитаж, красивые фонтаны.
Дети отвечают.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель предлагает детям рассказать родителям о том, что они узнали сегодня о С. Петербурге, а так же спросить у них, знают ли они (родители) что изображено на гербе и флаге этого города. Дети соглашаются и обещают проверить родителей.
Ожидаемый результат: Знать – о существовании города Санкт Петербург; Иметь – представление о гербе и флаге города; Уметь – рассказать о городе, с которым они познакомились.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Художественное творчество».
Тема: Рисование русского народного костюма.
Цель: Познакомить детей с русской национальной одеждой, дать представление о том, как правильно изобразить сарафан на бумаге.
Месяц: Октябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Воспитатель вносит в группу куклу в национальном русском сарафане и предлагает детям рассмотреть её.
Педагог обращает внимание детей на сарафан: как он пошит, что на нем особенно отличается от обычной одежды и какого цвета сам сарафан. Дети рассматривают куклу.
Дети интересуются сарафаном.
Организационно-поисковый Затем педагог предлагает нарисовать для куклы много сарафанов, чтобы она могла переодеваться.
Вначале воспитатель показывает как изобразить сам сарафан и как его закрасить.
Затем он выделяет рисунок по подолу, на рукавах и вдоль сарафана.
Педагог предлагает детям начать рисовать национальную одежду.
Воспитатель ходит от одного ребенка к другому, подсказывает и корректирует работу. Дети соглашаются.
Дети запоминают.
Самостоятельная работа.
Рефлексивно-корригирующий Педагог предлагает детям выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые.
Корректно помогает детям в выборе рисунков. Дети делают дорожку и выбирают рисунки.
Ожидаемый результат: Знать – как выглядит русский национальный сарафан; Иметь – представление о мелких деталях сарафана; Уметь – переносить на бумагу то, что видят с натуры.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная деятельность : «Социализация»
Тема: «Путешествие по Волге».
Цель: Знакомство с рнс в обработке С. Я. Маршака «Волга и Вазуза»; дать детям представление о нашей родной реке Волге.
Месяц: Октябрь
Воспитатель: Ступина С. В
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Воспитатель вносит в группу фотографии набережной Волги и интересуется, знают ли дети, что это за река.
Предлагает рассказать детям о том, как они отдыхали на берегу Волги. Дети рассматривают фотографии и называют реку Волгу.
Организационно-поисковый Педагог читает русскую народную сказку в обработке С. Я. Маршака «Волга и Вазуза».
Задаё т вопросы по прочитанному:
- Как назывались обе реки?
- Кто кого хотел обмануть в сказке?
-А как именно обмануть?
-А как отомстила Волга?
-Что сделала Вазуза?
Воспитатель интересуется у детей, понравилась ли им сказка, а затем рассказывает, что Волга – наша родная река, течет она почти через всю нашу страну и ко всем несёт свои воды. Дети внимательно слушают.
-Волга и Вазуза.
-Вазуза хотела обмануть Волгу?
-Ночью потихоньку встать, найти короткую дорогу и убежать.
-Догнала Вазузу, зашумела, заругалась.
-Предложила Волге бежать дальше вместе.
Дети внимательно слушают.
Рефлексивно-корригирующий Воспитатель предлагает детям вместе с родителями прогуляться к Волге, сделать памятные фотографии и принести их в детский сад, чтобы показать всем. Дети охотно соглашаются.
Ожидаемый результат : Знать – название нашей родной реки Волги; Иметь – представление насколько далеко течёт наша река; Уметь – заботиться и беречь нашу реку по мере своих сил.