Наталья Олексюк
Театральный тренинг для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия актерским мастерством с ранних лет развивают в ребенке творческое начало, тренируют воображение и учат выражать свою индивидуальность.
Актерским мастерством можно и нужно заниматься и дома в семейном кругу. Эти методические рекомендации для детей разного возраста, помогут родителям организовать домашний драмкружок!
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3 ЛЕТ.
Публикация «Театральный тренинг для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важнейшие направления в развитии детей от 1 года до 3 лет – мелкая моторика и развитие речи. Казалось бы, эти два понятия совсем о разном: мелкая моторика – это точность и координация движений рук, манипуляции с мелкими предметами, а речь – освоение новых слов, постановка и автоматизация звуков. Однако моторная и речевая зоны головного мозга расположены очень близко друг к другу, и активность одной из них стимулирует активность другой.
Развитие мелкой моторики и речи в играх.
Совместить речевые упражнения с упражнениями на моторику очень просто. Для этого выберите шуточное детское стихотворение, в котором описываются какие-либо активные действия, которые можно проиллюстрировать или сопроводить движениями рук. Например:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять писать начнем!
Это стихотворение читаем вслух вместе с ребенком и пальчиками показываем, как мы писали, как устали, и т. д. Чем больше мелких движений используется в упражнении, тем лучше. Стихи лучше всего учить наизусть, таким образом мы развиваем и моторику, и речь, и память ребенка. Выбирайте стихи и скороговорки на свое усмотрение. Стихи А. барто великолепно подходят для этого. Не забывайте также про традиционные пальчиковые игры и считалочки: «Сорока-ворона»; «Ладушки»; «Мальчик с пальчик».
ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ.
В 3-5 лет рекомендуется активно знакомить ребенка с литературой – детскими стихами и сказками. Дети демонстрируют феноменальную память в этом возрасте, самое время разучивать тексты наизусть и пробовать читать их с выражением. Родителям важно привить ребенку любовь к слову, быть для него примером: учите стихи, декламируйте отрывки из прозы, организуйте с ребенком первую простую постановочную сценку. Сюжет лучше всего взять из любимой сказки вашего малыша. Не требуйте от ребенка слишком многого на этом этапе. Достаточно того, что он впервые прочел текст наизусть перед публикой (домочадцев, разумеется) от имени своего персонажа. Это новый опыт и немалое достижение для малыша, не забудьте наградить его похвалой. С этого момента активно занимайтесь с ребенком чтением по ролям, заведите традицию давать одно небольшое представление каждую неделю. Если есть возможность – подключите к этому занятию других детей. Делайте все, чтобы ребенок полюбил ваш маленький театр, поощряйте его инициативу и обязательно хвалите за каждое достижение.
ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ.
Привив ребенку вкус к выступлениям и установив в семейном кругу добрую традицию, не следует останавливаться на достигнутом. В возрасте 5–7 лет ребенок уже перерос простое чтение текста с табуреточки – пора учить его новым, более сложным и интересным упражнениям на осмысленную работу с текстом, импровизацию и внимательность. В этом возрасте ребенок делает первые шаги к артистизму в профессиональном понимании этого слова. Но не забывайте, что все новые знания и навыки могут быть усвоены дошкольником только через игру. Превращайте все актерские тренинги для детей в увлекательные игровые приключения.
На новый лад
Цель упражнения – научить ребенка искать разные варианты прочтения одного текста. Для этого выберите уже известный малышу текст, например, из числа уже поставленных произведений в вашем домашнем театре. Этот текст необходимо отрепетировать и прочесть совершенно по-новому. Не придумывайте за ребенка новый вариант прочтения, но помогайте и направляйте его поиски. Подготовка должна быть тщательной, важно, чтобы ребенок понимал, чем именно новый вариант чтения отличается от старого.
Говорим по телефону
Это первый опыт импровизации. Игра заключается в изображении ребенком телефонного разговора: он держит в руке трубку, из которой якобы слышит вопросы, отвечает на них, сам задает вопросы, слушает ответы и т. д. Игра прекрасно тренирует воображение и навыки импровизации, играйте в нее часто и отмечайте успехи ребенка (непринужденность, реалистичность, длительность разговора и т. д.).
Зеркало
Это упражнение – своего рода пантомима. Заключается оно в том, что два человека – ребенок и взрослый – встают друг напротив друга, взрослый начинает делать движения, а ребенок повторяет за ним. Сложность упражнения может регулировать взрослый соответственно успехам ребенка. Парное упражнение по актерскому мастерству для детей хорошо развивает внимательность, реакцию, интуицию и чувство партнера.
Отгадай героя
Очень веселое игровое упражнение. Ребенок загадывает себе персонажа и без слов показывает его зрителям. Задача зрителей – угадать, какого персонажа загадал маленький артист. Если вам кажется, что упражнение слишком сложное, начните с более легкого варианта: предложите ребенку изобразить животных или близких людей (маму, папу, бабушку и т. д.). Это упражнение требует внимательности к характерным чертам, умения их улавливать и передавать. Со временем можно усложнять упражнение, например, переключиться на неживые предметы.
Занимайтесь с желанием и хорошим настроением! На самом деле у каждого ребенка есть склонности к выступлению, ведь все без исключения испытывают эмоции, переживания и хотят делиться своими чувствами. Если вы вместе с ребенком хотите развивать актерское мастерство не выходя из дома, то и эти упражнения Вам будут интересны и полезны:
Тренируем наблюдательность
Можно копировать характерные черты животных! Лучше начинать практику именно с них.
Расслабление каждой мышцы и раскрепощение.
Для того, чтобы все получилось, вам необходимо занять удобную позу, не скрещивая рук или ног, закрыть глаза и медленно представить каждый участок тела, представляя, как он «превращается в мягкую вату».
Гладим животное и собираем что-то по частям.
Без слов, используя, только жесты и мимику покажите что-то или кого-то или определенное действие. Другие члены семьи должны понять, что происходит на сцене в этот момент. Не забывайте подбадривать и хвалить выступающих!
Упражнения по актерскому мастерству в домашних условиях должны проходить по определенным правилам-рекомендациям. Эти 5 простых советов от профессионалов помогут родителям и юным актерам:
1. Начинать всегда надо с простого.
2. Разделять направления – отдельно тренировать речь, мимику, память, внимательность. Когда основы будут освоены, можно переходить к комплексным упражнениям.
3. Тренироваться перед зеркалом, чтобы видеть себя со стороны.
4. Показывать пантомимы, небольшие сценки членам семьи, чтобы они оценили результаты занятий и упражнений.
5. Регулярно тренировать память и внимательность. Развивать фантазию. Быть имитатором.
Домашний театр - РАДОСТЬ для всех!