Наталья Пасюта
Театральная игра по сказке «Гуси-лебеди» с использованием народных тряпичных кукол для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 7» г. Оренбурга
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
для детей от 4 до 5 лет
Театральная игра по сказке «Гуси-лебеди» с использованием народных тряпичных кукол.
образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Подготовила:
Воспитатель
Пасюта Наталья Андреевна
Высшая квалификационная категория
Оренбург, 2023
Цель:
Публикация «Театральная игра по сказке „Гуси-лебеди“ с использованием народных тряпичных кукол для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси лебеди». Сценарии театральных постановок, драматизации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Приобщать детей к истокам русской народной культуры в процессе театральной деятельности.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
Обучать детей игровыми действиями с народными тряпичными куклами.
Обучать детей элементам драматизации: формировать навыки и умения детей пересказывать сказку (полно, последовательно, выразительно).
Закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье.
Развивающие:
Развивать голос, выразительность речи, общую моторику и координацию речи сдвижением.
Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики,пантомимики.
Развивать эмоции, слуховое и зрительное внимание, память, воображение,нравственное представление.
Развивать предметно-игровые действия по сюжету сказки.
Воспитывающая:
Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдатьправила игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы,слушать другого, не перебивая).
Стимулироватьразвитие творческой индивидуальности детей, воспитыватьдоброжелательное отношение детей друг к другу.
Методы и приемы повышения активной деятельности детей на занятии :
1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей : мотивация детей на образовательную деятельность: воспитательвносит в ППРОС сказочный чемоданчик.
2. Наглядно-зрительные методические приемы: сказочный чемоданчик, тряпичные куклы : Машенька (берегиня, батюшка и матушка (неразлучники, Баба Яга (столбушка, печка, яблонька, речка.
3. Приемы словесного метода: беседа объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, выполнение игровых упражнений,поощрение, оценка деятельности детей.
4. Игровой метод: волшебные заклинания, игра с Бабой Ягой.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение.
6. Практический метод: лепка пирожков из соленого теста, конструирование из геометрических фигур (рыбки, совместные действия воспитателя и детей.
Способы организации детей : групповой, индивидуальный.
Виды детской деятельности в занятии: игровая, коммуникативная, двигательная, художественно-продуктивная, театрализованная.
Предварительная работа:чтение русских народных сказки «Гуси-лебеди», знакомство с народными тряпичными куклами - оберегами и игровыми; лепка из соленого теста, заучивание текста игры «Бабка-Ёжка»,организация предметно развивающей среды «Мини – музей «Куклы обереги», изготовление тряпичныхкукол - оберегов (столбушка, пеленашка).
Оборудование:чемоданчик, тряпичныекуклами - оберегами «Семья», печь, яблоня с яблоками, «Речка», противень, солёное тесто, доски для лепки, салфетки, схемы рыбок из геометрических фигур, влажные салфетки, угощение – сушки.
Форма занятия:организация театральной игры по сказке «Гуси-лебеди» с использованием тряпичных кукол – оберегов.
Планируемые результаты:
Дети:
знакомы с русской народной сказкой «Гуси лебеди»;
проявляют игровые действия в игре с народными тряпичными куклами;
умеют пересказывать знакомую сказку;
имеют представления о семье, родственных отношениях;
во время игры согласовывают движения с текстом;
в театральной игре передают характер героев сказки с использованием мимики, пантомимики;
проявляют эмоции; слуховое и зрительное внимание, память, воображение - развито, в драматизации отрывков из сказки демонстрируют нравственные качества;
в игре сформированы предметно-игровые действия;
внимательно слушают рассказ взрослого, соблюдают правила игры.
План
1. Вводная часть. Мотивация детей на образовательную деятельность. Внести в ППРОС материал - сказочный чемоданчик.
Как вы думаете, что может быть в этом сказочном чемоданчике?
2. Основная часть. Драматизация отрывков из сказки.
Встреча с печкой. Лепка пирожков из соленого теста.
Диалог с яблоней. Упражнение «Посчитай и сравни» (яблоки).
Переправа через речку. Строительство моста из мягких модулей.
Встреча с бабой Ягой. Игра «Бабка -Ёжка».
3. Заключительная часть:
Возвращение домой. Поощрение.
Рефлексия.
Ход
Части ОД Содержание Методические указания
1. Вводная часть.
Создание мотива для деятельности детей.
Вхождение в проблемную игровую ситуацию. Воспитатель вносит в ППРОС сказочный чемоданчик «Что может быть в этом сказочном чемоданчике?». (Какие сказки)
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы все вместе скажем волшебные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку. – Закрываем глаза.
(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, девочка плачет).
Воспитатель: Почему она плачет?
(Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)
Дети: Здравствуй, девочка!
Кукла девочка- рассказывает :
- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).
Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька?
Воспитатель: Ребята, что же нам нужно сделать, чтобы успокоить Машеньку? Я уверена, что Маше сможете помочь, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.
- Машенька, не плачь, мы все вместе пойдём искать твоего братика Ванечку.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, в добрый путь. Дети и размышляют. Чтоможет быть в чемоданчике?
Предполагаемые ответы: сюрприз, подарки, книжки, игрушки (подвести детей к тому, что в сказочном чемоданчике могут быть сказки)
Предполагаемый ответ: "Гуси – лебеди"
2. Основная часть.
Уточнение проблемы. Постановка задач.
На пути встречается печка. (голос - печка пыхтит)
Воспитатель:-Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси—лебеди полетели? Спросите у печки.
-Здравствуй, матушка-печь! (все дети)
-Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди унесли Ванечку?.
Голос печки: - Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: слепить пирожки, и посадить в печь.
Лепить нужно чистыми руками.
Вопросы детям во время лепки:
- Из чего пекут пирожки? (Из теста, а тесто из муки)
- Кто у вас в семье печет пирожки?
- С какой начинкой вы любите пирожки?
Печка благодарит:
- спасибо вам ребята, а дальше вам дорогу яблонька укажет.
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим печь за помощь.
Дети подходят к яблоньке здороваются и спрашивают:
-Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда унесли гуси-лебеди Ванечку?
Голос яблоньки: здравствуйте ребята, чем смогу помогу, но и вы помогите мне - соберите мои яблочки в корзины, упали мои яблочки, оторвались от веток!
Воспитатель: Ребята, скажите, какого цвета яблоки? Сколько красных? Сколько желтых? Возьмите по одному яблоку, и положите желтые и красные яблоки в разные корзины. А желтое и красное яблоко по величине одинаковые или разные? Чем отличаются
Яблонька благодарит ребят:
Спасибо ребята, а вон за той рекой и найдете вы Ванечку.
Воспитатель: Ребята, а как же нам перебраться на другой берег?
Физминутка:
Мы попали в странный лес!
Здесь много сказок и чудес.
Слева-сосны, справа-ели,
Там- березки забелели. Дятел сверху - тук, да тук.
Огляделись мы вокруг.
Перед нами у дорожки чей-то дом на тонкой ножке.
Кто же в доме том живет? и кого там стережет?
Баба-Яга (выходит из избушки) :
- Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пожаловали?
Воспитатель: - Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.
Голос Бабы-Яги: - поиграйте со мной, тогда отдам!
Воспитатель: и то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви.
Голос бабы -Яги (радостно) :
– Спасибо, вам детки. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает куклу мальчика Иванушку, дети благодарят ее)
Воспитатель: - скажем Бабе Яге: "До свидания".
Нам пора возвращаться. А вот и родители Маши и Ванечки вернулись и всем гостинцы привезли.
(воспитатель побуждает детей вести диалог с печью)
(Показ и объяснение приема лепки пирожка)
"Сначала скатаем из теста шар. Сплющим его между ладонями. Теперь соединим края лепешечки прищипыванием
(После окончания лепки выкладываем пирожки на противень и ставим в печь. Протираем руки влажной салфеткой)
Дети благодарят печку
Предполагаемые ответы детей : желтые яблоки больше, крупнее красных.
Предполагаемые ответы детей (перепрыгнуть, переплыть, построить мост)
Строим мост, используя мягкие модули.
Высказывания детей
(воспитатель побуждает детей вести диалог с Бабой- Ягой)
Игра «Бабка Ёжка»
(побуждает детей к сочувствию)
Показ кукол «неразлучники»
3 часть. Рефлексия. Подведение итогов. Воспитатель: Чемоданчик закрывается,
Сказка завершается.
- Мы помогли Маше вернуть Иванушку?
-Какие добрые дела мы сделали?
Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту.
Высказывания детей