Лариса Осипенко
Театрализованные игры для познавательного развития детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи театрализованной деятельности в детском саду
для
среднего дошкольного возраста.
1. Учить произносить тексты с различной силой голоса и интонацией, сочетать движения и речь.
2. Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому, развивать наблюдательность и любознательность, используя театрализованные игры.
Публикация «Театрализованные игры для познавательного развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Закреплять умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, совершенствуя умение в процессе театрализации с помощью пантомимических навыков, передавать характерные особенности животных.
4. Развивать фантазию и способность к импровизации.
5. Пополнять и активизировать словарь детей.
Средняя группа
Мини-сценка: «Ёж»
Ребенок: Очень, ёж, ты хорош, только в руки (в лапы) не возьмешь!
Ё ж: Нехорош? Ну и что ж! Без иголок я – не ёж!
Эту сценку воспитатель разучивает с детьми, а затем, меняя персонажей (ребенок, лиса, медведь, волк, предлагает разыграть ее по ролям, обращая внимание на интонационную выразительность.
Для инсценировки используются шапочки-маски (ролевой театр).
«Ёж-чистюля»
Ребенок: Ё ж пыхтит и морщится:
Ё жик: Что я вам, уборщица?
Лес никак не уберу!
Соблюдайте чистоту!
Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку, используя шапочки-маски.
Игра на имитацию голоса с использованием пальчикового театра.
«Доктор Айболит»
Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,
Он под деревом сидит. И медведица!
Приходит к нему лечиться, Всех излечит, исцелит
И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!
Роль доктора берет на себя воспитатель. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик…
По ходу игры воспитатель (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.
Мини-сценка: «Таня и мячик»
Таня сердится на мячик: Дует щеки круглый мяч: Перестань меня дурачить! — Сам готов пуститься в плач!
Снова вырвался из рук, Я готов с тобой дружить -
Разве ты хороший друг? Научись меня ловить!
Дети делятся на пары и разыгрывают сценку по ролям. Каждой паре можно дать задание, например, Таня произносит слова очень сердито или с сожалением, а мячик с обидой или злится.
Мини-сценка «Великан и мышь»
(С использованием кукол театра би-ба-бо.)
Воспитатель: Тсс. Тихо! Слушайте, ребята!
Жил великан один когда-то.
Во сне вздохнул он что есть силы
И мышь живую проглотил..
Бедняга побежал к врачу.
Великан: Я мышку съел, я не шучу!
Помилуйте, какие шутки,
Она пищит в моем желудке!
Воспитатель: Был врач умнейший человек.
Он строго глянул из-под век.
Врач: Откройте рот, скажите: А-а-а.
Живую мышь? Зачем? Когда?
Великан: Сейчас!
Врач: Так что же вы сидите?
Идите, кошку проглотите!
«Заяц»
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.
«Веселые превращения»
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, вы ребята-жеребята? (Да)
(Дети скачут под музыку, подражая жеребятам.)
- Ребята, вы ребята-телята? (Да)
(Дети «мычат» и под музыку подпрыгивают, изображая телят.)
- Ребята, вы ребята-козлята? (Да)
(Дети, наклонив вперед головы и глядя исподлобья, говорят «мее-е.» и изображают козлят.)
- Ребята, вы ребята-поросята? (Да)
(Дети «хрюкают» и изображают веселых поросят.)
«Хозяйка и кот»
Хозяйка: Почему ты черен, кот? Хозяйка: Почему ты серым стал?
Кот: Лазил ночью в дымоход. Кот: Меня пес в пыли валял.
Хозяйка: Почему сейчас ты бел? Хозяйка: Так какого же ты цвета?
Кот: Из горшка сметану ел. Кот: Я и сам не знаю это.
После разучивания дети делятся на пары и, используя шапчки-маски - детали костюмов, разыгрывают минисценку.
«Лиса и мышонок»
- Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- А для чего землю копал?
- Норку делал.
- А для чего норку делал?
- А что бы от тебя, лиса, прятаться.
«В гостях у королевы»
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской!
- Что ты видала во дворце?
- Видала мышку на ковре.
«Медведь»
- Ты куда идешь, медведь?
- В город елку поглядеть.
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В лес возьму в свое жилье.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
«Сказка о том, почему помидор стал красным»
Лук: Я сердитый лук, ребята,
Витаминами богатый,
Хоть и слезы вызываю,
Но от гриппа защищаю.
Танцует, садится на грядку.
Тыква: А я тыковкой зовусь,
Сочной мякотью горжусь.
Нет полезней и вкусней
Каши тыквенной моей,
А я тыковкой зовусь!
Танцует, садится на грядку.
Картошка: Нет обеда без картошки
Ни жаркого, ни окрошки,
Все картошку уважают.
Кто из вас меня не знает.
Танцует, садится на грядку.
Помидор: Помидор я вкусный, сладкий,
Тра - ля - ля, тра - ля - ля!
Я расту на этой грядке.
Тра - ля -ля, тра - ля - ля!
Танцует, садится на грядку.
Все овощи: Огородная семейка,
Все на грядке поскорей - ка!
Весело здесь! Весело здесь!
Ведущий: Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.
Помидор: Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее,
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!
Огурец: Слушай, это просто смех -
Хвастать, ты лучше всех.
Лук: Не поймет никак он братцы,
Некрасиво задаваться.
Ведущий: А помидор все свое твердил.
Помидор: Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее,
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!
Овощи (хором) : Хвалится, хвалится,
И с куста свалится
Ведущий: В это время пришли на огород ребята, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяли, а помидор не заметили.
Ребята уводят овощи. «Летит» мимо ворона.
Ворона: Кар! Кар!
Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен.
По одному, каждый со своей песенкой выходят овощи и представляются.
Капуста: Я - капуста тугая,
В супе, в борщике вкусная я.
Танцует, садится на грядку.
Бурачок: Ну, а я - бурачок,
В огороде уродился,
С овощами подружился.
Бурачок, бурачок,
Розовый бочок.
Танцует и садится на грядку.
Фасоль: Я фасоль, всем вам известна,
И вкусна я, и полезна.
Танцует, садится на грядку.
Чеснок: А я - братец чеснок, чесночок,
Припекаю язычок, язычок,
Всех микробов убиваю,
Вас от хвори защищаю.
Танцует, садится на грядку.
Морковь: Я морковка всем на диво:
И румяна и красива.
К ней походит Огурчик и поет.
Огурец: Я огурчик наливной,
Кто полакомиться мной?
Огурчик кланяется Морковке. Взявшись за руки, они танцуют, садятся на грядку.
Помидор: Вы меня, друзья, простите,
Вы с собой меня возьмите.
Ведущий: Услышал эти слова ребята - огородники, сжалились над помидором, пришли и взяли его с собой. Хотите верьте, хотите нет, но с тех пор осенью помидоры становятся красными. А овощи никогда между собой не ссорятся. Живут весело и дружно.
Сорока и медведь.
Ребенок – медведь встает со стульчика, потягивается, зевает, трет глаза, медленно идет к сороке. Сорока – ребенок легко спрыгивает со стульчика.
Сорока, наклонив голову:
- Ау, медведь, ты утром что делаешь?
Медведь медленно водит головой:
- Я то? (задумывается) Да ем!
Сорока удивленно:
- А днем?
Медведь медленно:
- И днем ем.
Сорока подпрыгивает от удивления:
- А вечером?
Медведь, махнув лапой:
- И вечером ем!
Сорока выпучив глаза:
- А ночью?
Медведь с безъисходством:
- И ночью ем!
Сорока с нетерпением:
- А когда же ты не ешь?
Медведь, махнув лапой:
- Когда сыт бываю!
Сорока с ужасом:
- А когда ты сыт бываешь?
Медведь, разводя лапы в стороны :
- Да никогда!
«Новый год пора встречать!»
(Музыка, выходит петушок, садится на пенек, рядом лежит бревно.)
Лиса: Петушок, петушок, золотой гребешок!
Разбуди меня, дружок,
Завтра надо рано встать,
Новый год идти встречать!
Петушок: Ладно, ладно, разбужу.
Зайка: Петушок, петушок,
Разбуди меня дружок,
Завтра надо рано встать,
Новый год идти встречать!
Петушок: Ладно, ладно, разбужу.
Медведь: Петушок, петушок,
Разбуди меня дружок,
Завтра надо рано встать,
Новый год идти встречать!
Петушок: Ладно, ладно, разбужу.
Ежики: Петушок, петушок,
Разбуди меня дружок,
Завтра надо рано встать,
Новый год идти встречать!
Петушок: Ладно, ладно, разбужу.
(Все садятся на бревно, поют, полумрак. Колыбельная (Моцарт, животные засыпают. Музыка, утро, зажигается свет.)
Кукареку! Кукареку! Пора вставать!
Новый год идти встречать!
Все: Будем Новый год встречать,
Будем польку танцевать!
(Полька.)
«Пришла весна»
Петушок: Кукареку! Кукареку! Сорока идет, новость на хвосте несет!
(Все Звери выходят к Сороке.)
Сорока: Я – веселая Сорока, я – Сорока – белобока!
Новость слышала в лесу,
На хвосте ее несу.
Расскажу всему я свету,
Что зимы давно уж нету!
Мишка, мишенька, вставайте!
Медведи: Что случилось, белобока?
Сорока: Нет зимы, пришла весна!
Медведь: Ура!
Лапу я сосал полгода.
А теперь отведаю меда!
Сорока: Заиньки! Зайчики!
Зайки: Что случилось, белобока?
Сорока: Нет зимы, пришла весна!
Зайки: Ура шубку нам менять пора!
Сорока: Лиса! Лисонька!
Лиса: Что случилось, белобока?
Сорока: Нет зимы, пришла весна!
Лиса: Значит песни петь пора!
Инсценирование песни «Вот какие чудеса»
Чудо, чудо, чудеса: на пеньке сидит Лиса,
Палочками машет, два Медведя пляшут.
Зайцы взялись за бока, заплясали трепака.
Прилетели утки, заиграли в дудки.
Вот какие чудеса – заиграли в дудки!
А потом все в пляс пошли, хороводы повели.
Солнце заплясало, всем светлее стало.
Вот какие чудеса – всем светлее стало!
(Лиса машет палочками – она дирижер. Медведи пляшут в присядку. Зайцы взялись за бока, выставляют поочередно ноги влево – вправо с поворотом руки за голову. Утки играют в дудки. Лиса кладет палочки – два шага вперед, образуют цепочку, идут «змейкой» на зрителя и на поклон.)