Надежда Старушенкова
Театрализованное представление о традициях народного быта «Где добро, там и тепло»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Создание атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности.
• Развитие у детей положительных эмоций.
• Приобщение к народным традициям.
• Сплочение коллектива.
• Развитие творческого и познавательного интереса.
Ведущая:
Публикация «Театрализованное представление о традициях народного быта „Где добро, там и тепло“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Сценарии праздников
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2015
Добро пожаловать в мою горницу, нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый дым струится, вкусным калачом тянет. Печка - русская кормилица. Знаете первый закон русского гостеприимства? От души накормить гостей.
Ой, печи, печи, печи,
Всем на радость калачи!
От жаркой соломы
Тепло по всему дому.
Весь день печка печет, старается. Хлеб печет для всей семьи.
Голос из-за печки: (ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдет кусок пирога - вот люди все сами норовят съесть, мне ничего не оставят
Ведущая: Кто это, из-за печки со мной разговаривает?
Голос: Зовут меня известно как «Домовой». Слыхали, небось, такое имя?
Ведущая: Слыхали, слыхали, как не слыхать? Говорят, ты по ночам пугать можешь, стонами да охами. Правда, это?
Голос: Вот уж напраслина. Так я совсем обидеться могу.
Ведущая: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами тебя увидеть хотим.
Домовой, домовой, приходи к нам домой.
Домовой: (неуверенно) Здрасти. Это вы меня звали?
Ведущая: Мы, домовой. Как мы тебе рады, правда,ребята? Наверное, каждый из нас впервые в жизни видит самого настоящего «Домового». Садись к печке - здесь тебе уютнее будет. А не скажешь ли ты нам, чем ты за печкой занимаешься?
Домовой: Я за печкой ухаживаю, сковородки серебрю, а когда все спят, я сны хорошие навеваю.
Ведущая: А я слышала, что домовые - проказники, например, потеряется какая вещь, говорят, домовой утащил. Так ли это?
Домовой: Да не проказники мы, а помощники. Поищет, поищет человек потерянную вещь, а когда найдет, вспомнит, что сам ее вчера вечером в угол бросил. Вот и запомнит он, что у каждой вещи в доме свое место должно быть. Чтобы ничего не терять, а наутро головы не ломать.
Ведущая: Да ты не обижайся Домовой, я о тебе не только худо, но и добро знаю. И ребятам хочу рассказать. Домовой - это душа избы, покровитель строения и живущих в нем людей, по нраву Домовой идеальный домохозяин, вечный хлопотун, хотя ворчливый, но заботливый и добрый. Он помогает содержать дом в порядке и предупреждает о грозящем несчастье. В старину люди называли Домового суседушка. Лучше Домового никто не знает домашнего хозяйства.
Домовой: Правда. Я много знаю.
Ведущая: Ты очень-то не задавайся. Наши девочки тоже много знают.
Домовой: Не может быть, они за печкой не жили.
Ведущая: Не жили, а знают много.
Домовой: А сейчас мы посмотрим, я им несколько вопросов задам:
«Что в доме всему голова?» (Ответы детей)
Домовой: Ох и много в старину пословиц про хлеб сложили, они и до наших дней дошли. А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей).
Ведущая: Вот видишь домовой, знают наши ребята.
Домовой: А сейчас вы не просто отвечать будете, а карточки показывать на ответ.
Ведущая: Домовой вопросы будет задавать, а вы слушайте внимательно, коли первый вопрос верным покажется, поднимайте цифру «1», коли второй - цифру «2», коли третий - цифру «3», да своим умом думайте, на соседа не полагайтесь. Ну, задавай, Домовой, свои коварные вопросы.
А вот скажите, что в старину вторым хлебом называли?
1. Свекла
2. Репа +
3. Капуста
Ведущая: Крестьяне этот «хлеб» в свежем виде почти до весны хранили. Через 2-3 недели после снятия урожая, обрывали с репы зелень и укладывали слоями: слой репы, слой песка (речного).
Сколько видов каш готовили русские крестьянки в 17 веке?
(При царе батюшке Алексее Михайловиче Тишайшем)
1. Не менее 10
2. более 20 (+)
3. более 50
Что это за каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Наверное слышали про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку или родниковую воду, покрошить туда хлеб, масла растительного, луковицу, соли. Вот собственно и все. И такая каша была незаменима в сенокосную пору.
Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки - мастерицы?
1. не менее 10
2. не менее 20
3. не менее 50 (+)
Даже сейчас в современных «бистро» и в ресторанах можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой или кулебяку.
Ведущая: А всегда ли так вкусно в старину люди кушали, круглый год? (Ответы детей). Что такое пост? (Ответы детей).
Домовой:
Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили:
«Щи хоть кнутом хлещи»
1. Крапивные
2. На рыбном отваре
3. Пустые щи, т. е. без мяса (+)
И верно, коли в пост - то и хлебай себе пустые щи на здоровье, а коли по бедности - весь год, то, как тут на щи не осерчать.
Ведущая: После поста всегда наступал праздник, какие народные русские праздники вы знаете? (Ответы детей). Хорошо, молодцы! У художника Сурикова есть такая картина «Взятие снежного городка» (показ репродукции). Каким праздником навеян этот сюжет? (Ответы детей). Почему так решили? (Ответы). Что знаете вы об этом празднике? Давайте попробуем подобрать к слову масленица эпитеты. (Ответы детей). Молодцы, ребята. Издревле, русские люди любили устраивать веселые праздники. Любой праздник сопровождался песнями, танцами, хороводами. Например, такими, как приготовили сегодня наши девочки (Хоровод).
Домовой: Ну, танцуете вы хорошо, вот у меня еще вопрос созрел.
Как называли в народе последний день сырной недели?
1. Заигрыш.
2. Заловкины посиделки.
3. Прощеный день (+).
Молодцы. Еще говорят «Прощеное воскресенье»
Выходит так: если в этот день все простили, то и тебе все простится, а нет, то так и останется с камнем на сердце. Поэтому в этот день и до сих пор люди просят прощение за все обиды, которые когда причинили.
Каков смысл слов старинной песни «Не шей ты мне матушка красный сарафан»
1. Не шей - потому что только «Красное любит» - засмеют.
2. В старину невесту наряжали в платье красного цвета, выходит, что девицу что-то пугает (+).
3. Красное - слишком приметное и непрактичное.
Ведущая: Девушки любили наряжаться, и сарафаны у них были самых
необыкновенных цветов. В будние дни собирались на посиделки. Что такое посиделки? (Ответы детей).
Домовой: Хочу задать еще вопрос.
Какое из домашних животных считалось самым близким ласковым и мудрым.
1. Овечка
2. Кошка(+)
3. Корова
Правильно. Это животное было в каждом доме. Кошка даже лечила люде, защищала закрома и дом от мелких грызунов. (Пословица о кошках.)
Стук в дверь. Входит Кот.
Кот: Мур, мур. Какие приличные речи о себе слышу, о домашнем уюте. А кто больше нас котов любит тепло да ласку. Погладили котика, он замурлыкал, дали молочка - он снова песенку запел.
Ведущая: Кот, Мурлыка, расскажи сказку.
Кот: Вот еще. Приходил дед Овес он и сказку унес.
Домовой. Правда, кот расскажи
Кот: Ох и любишь, кот, чтоб тебя просили.
Кот: Я сам знаю, когда мне сказки сказывать. В речке щука да елец, вот и сказочке конец.
Ведущая: Какой конец, когда в твоей сказке и начала не было.
Кот: Жил - был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочалка, начинай сказку сначала.
Ведущая: Ой, кот, как ты всех нас запутал. Я уж и не пойму, где в твоих балагурных присказках начало, где конец. Расскажи сказку про попа. Настоящую, смешную и длинную.
Кот: Ладно уж, слушайте. Так и быть. Я расскажу вам сказку, как жадный поп работницу нанимал. Вот, как-то раз пришла к попу наниматься в работницы девушка. Поклонилась она ему в пол и спрашивает.
(Инсценирование сказки.)
Ведущая: Ой, какой жадный поп был. Как вы думаете, осталась девушка у него работать? Спасибо за сказку. Кот, устраивайся поудобнее, да оставайся в нашей избе. Посмотрите ребята, Кот своей сказкой соседушку усыпил. (Домовой храпит). Пусть поспит, а мы побеседуем.
Домовой: (Вскакивает, протирает глаза). Кто поспит? Я и не спал вовсе. Я для ребят вопросы придумывал, так - так. Что потруднее задать? Мне помнится, тут о праздниках говорили, а вот и вопрос:
Представьте, праздник кончился, хозяева устали, им спать охота и гости шумят, не уходят. Как тут быть, как намекнуть, что де пора и честь знать?
(Только помните, что мы с вами в древней Руси).
1. Культурно раскрыть двери настежь.
2. Спеть отходную песню в роде «Колыбельной»
3. Выдать на прощание «пряник-разгоняй»(+).
А, правда, хорош обычай! Когда с пряником-то провожают. Вежливее как-то. Оно и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считалось за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура.
Домовой:
Какой возраст считался в древней Руси брачным?
Для юношей Для девушек
1. 15 лет (+) 1. 13 лет
2. 17 лет 3. 15 лет
4. 19 лет
Какое время раньше считалось порою свадеб?
1. Весна
2. Лето
3. Зима(+)
К зиме заканчиваются все полевые работы, был собран урожай. Люди были свободнее. (Ответы детей)
Ведущая: Правильно, зимой было больше свободного времени для отдыха, праздников, веселья, игр. Игр в старину было очень много, в которые любили играть не только дети, но и взрослые. Он несли с собой тепло, добро, сплачивали людей. Какие вы знаете старинные русские игры? (Ответы детей).
А я вам сегодня предлагаю поиграть в игру, которая называется «Добряшка» (Условие игры).
Спасибо, ребята, понравилась вам игра? А теперь ответьте мне, как вы думаете, для чего мы сегодня здесь собирались, играли, отвечали на вопросы. Что вы узнали нового? (Ответы детей).
Ведущая: Спасибо, хорошо. Как радушная хозяйка, я хочу угостить вас пряником - разгоняй.