Наталья Капустина
Театрализованная деятельность с дошкольниками на разных возрастных этапах
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности содержания работы по развитию театрально- игровой деятельности в разных возрастных группах.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
Публикация «Театрализованная деятельность с дошкольниками на разных возрастных этапах» размещена в разделах
В младшей группе я организовываю занятия так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.
Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О. С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки, использовать потешки: «Кошкин дом», и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры я раздаю детям игрушки, предметы.
Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые я показываю на муз. занятиях это стимулирует желания ребенка включиться в спектакль. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений я включаю фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
. Ступени:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши.»).
• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Зайкина избушка»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам(«Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»)
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).
Третья группа – умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д. Деятельность педагогов должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации.
Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе сверстников.
Я учу детей сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей я целесообразно драматизирую простейшие сказки.
Я Усложняю методы и приемы, используемые в младшей группе: ведение рассказа от первого лица, муз. исполн. и движения: «Я- Петушок. Посмотрите, какой у меня гребешок, какая бородка. Как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!»; Для драматизации я использую отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.
Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений
обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель»
Быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов».
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист».
Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя., его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер».
То есть умение создавать игровое пространство в режиссерской театрализованной игре.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля.
Пятая группа, направленна на позитивное взаимодействие с другими участниками игры.
Я уделяю внимание развитию интереса к творчеству импровизации. Импровизационность становится основой моей работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя.
Формы организации музыкальной деятельности :
Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, от игры где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним их них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, видами и жанрами театрального искусства. Происходит углубление театрально - игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Я усложня тексты для постановок. Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры.
Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
- связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика»
Вторая группа умений
- предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа умений
- обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность детей.
Четвертая группа умений
- позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями костюмера.
Пятая группа умений
- предполагает использовать позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации.
Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем. В котором они играют для зрителей, а не для себя. При обучении детей средствам выразительности речи я рекомендую использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывая сказки, я учу детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Вывод:В своей работе я достигла положительного результата в обучении и воспитании детей. Результаты проведенной работы улучшились за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Муз. руководитель: Капустина Н. А. МБОУ ЦО №4 г. Тулы