Наталья Орлова
Опыт работы «Театрализация физического воспитания дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – волшебная страна, в которой ребенок в игре познает мир и развивается. Именно поэтому театрализованную деятельность очень любят дети, а педагоги используют её в решении задач воспитания и развития ребёнка.
Я хочу рассказать вам о своем опыте работы «Театрализация физического воспитания дошкольников».
Публикация «Опыт работы „Театрализация физического воспитания дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Посредством театрализации физического развития детей решаю следующие задачи:
• Развивать умение выразительно выполнять основные двигательные режимы;
• Развивать умение согласовывать движения и речь;
• Развивать умение воплощать настроение, характер образа;
• Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение снять мышечное напряжение.
Наш спортивный зал называется «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста», как и программа Николая Николаевича Ефименко, по которой я работаю.
Эта программа привлекла меня своей неординарностью методики и структуры проведения занятий, и я уже много лет работаю по ней. Построение занятий отличается от классических: занятия начинаются в положении лежа и постепенно переходят к сидячему, стоячему, ползательному, лазательному режиму, ходьбовому, беговому и в конце самому сложному, прыжковому двигательному режиму.
В основу авторской методики положена главная педагогическая заповедь Н. Н. Ефименко «Играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать. Я использую игровой стиль проведения физкультуры уже более 20 лет, и физкультурная сказка стала основной формой взаимодействия с детьми.
Если сравнить физическое воспитание и театрализованную деятельность, можно найти массу аналогий.
Физкультурный зал - сцена,
занятие это – спектакль,
конспект - сценарий,
инструктор - режиссер,
дети – актеры,
а гости - зрители.
Все знают, что театр начинается с вешалки, а я убеждена, что настрой детей, их желание заниматься физической культурой во многом зависит от оформления нашего зала – нашего Театра физического развития и оздоровления. Чтобы дети чувствовали себя в Театре участниками спектаклей, готовлю игровое пространство, наполняю его атрибутами. А спортивно-игровые пособия превращаются в горы, лес, лодку. Обычный физкультурный зал превращается в игровую зону, и дети чувствуют приближение сказки.
Для создания игровой атмосферы использую
• Предварительный текст-установку перед началом занятия- или, другими словами, мотивацию. Важное условие – эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему, искренность чувств.
• Очень важно Соответствующее музыкальное сопровождение — это подбор такой музыки, которая соответствует теме данной сказки, благодаря которой дети сильнее ощущают атмосферу физкультурной сказки.
Я разработала Большую Тематическую Игру - БТИ–«В мире сказок», которая подразделяется на ситуационные мини-игры.
СМИ – это тема отдельной «физкультурная сказка», состоящая из упражнений, имеющих образное название, объединенных сюжетом.
Физкультурная сказка содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Если сказать по-другому, это - совместная деятельность в виде мини-спектаклей, включающая в себя движение, музыку и сюжет. Основные принципы построения «Физкультурных сказок» : тематический и игровой - от первой минуты до последней.
Физкультурные сказки написаны мной по мотивам литературных произведений: «Кто сказал Мяу», «Сказка о глупом мышонке», «Невоспитанный мышонок», «Маша-растеряша», «Снежная королева»;
народных сказок: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Ложка для Жихарки», «Репку мы тащили», «Снегурочка и лиса», «Рукавичка», «Мороз Иванович».
Физкультурные сказки могут быть разного рода путешествиями: «В гостях у белого медведя», «Путешествие дождевой капельки», «На поиски шкатулки добрых слов», «Путешествие в зимний лес», «По морям, по волнам», «В лес за новогодней елкой», «В лес пойдем, грибов много наберем».
Каждый раз я приглашаю детей в какую-либо сказку. И мальчики, и девочки превращаются в моряков, путешественников, космонавтов, и других героев сказок. Образные упражнения и сюжет сказки вызывают у детей ассоциации, и они подражают действиям человека, животных, птиц.
Содержание физкультурной сказки — это знакомые детям физические упражнения (бег, ходьба, прыжки и т. д., но провожу я их в игровой форме. Поэтому внимание детей привлечено к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.
Авторский текст физкультурной сказки вызывает ассоциации у детей, если педагог сам использует мимику, жесты и выразительную речь.
На таких занятиях дети не замечают, что это - занятие по физической культуре, так как являются полноправными участниками сказочного театрального действия.
Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потому что каждая физкультурная сказка имеет нравственную направленность. Так, в сказке Маша-Растеряша дети повторяют правило:
Надо вещи убирать,
Не придется их искать.
Ребёнок выражает своё отношение к добру и злу, а герои становятся образцами для подражания.
Я обратила внимание, что дети, изображая сказочных персонажей, пользуются примитивными жестами, забывая о мимике. Поэтому я стала развивать у детей невербальные средства выражения эмоций: жесты, мимику, пантомимику, используя игры и упражнения. Сначала создала картотеку игр и упражнений.
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.
Музыкальные упражнения и игры на развитие пластической выразительности: «Лепим снеговика», «Варись, варись, кашка», «Летчики, на аэродром», «В поход идем», «Я так умею прыгать», «Зонт волшебный я кручу».
Игры – пантомимы: «Угадай, кого покажу», «У дедушки Мазаля», «Бабушка Маланья», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Как живешь?».
Этюды на выразительность мимики и жестов. Придумывать ничего не надо, в каждой сказке они есть.
• Идет зайчик и плачет.
• Рассердились на мышонка все звери в лесу.
Упражнения на выражение эмоций. «Кубик Эмоций», «Пиктограммы», «Нарисуй настроение», «Покажи эмоции»
Флешмобы. Пластикой своего тела, движениями дети передают эмоциональный строй песен: «Птицам холодно зимой», «Мы все такие разные», «А рыбы в море плавают».
Игры на координацию движений со словами. «В огороде у ребят», «Репку мы сажали», «Льдинки, ветер и мороз, «Ракушки просыпаются».
Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц: «Шалтай-Болтай», «Снежная баба», «Тишина», «Штанга», «Насос и мяч».
Не обойтись без театрализованной деятельности в подвижныхиграх. Здесь дети исполняют роли, которые оговорены правилами игры.
Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. Играя в сказку, дети стали выражать мимикой лица удивление, испуг, радость, грусть героя этой сказки. Дети стали перевоплощаться в изображаемого героя и показывать его действия, настроение, характер.
Таким образом, физкультурные занятия превратились в увлекательную игру, а дети — в эмоциональных актеров.
Нетрадиционной формой работы приобщения воспитанников к ценностям физической и театрализованной деятельности– является «Горизонтальный пластический балет».
Это маленькое театрализованное представление, выраженное физическими упражнениями, музыкой, ритмом, мимикой, жестами, эмоциями.
Методика этой технологии заключается в том, что все упражнения выполняются в лежаче – горизонтированных позах (лёжа на спине, на животе, на средних и высоких четвереньках, в положении сидя, на низких и высоких коленях).
Дети погружаются в особый мир движений, музыки, образов, порождающих соответствующие ассоциации. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, что позволяет тренировать тело, развивать интеллект и эмоциональность, выразительность движений, воображение детей.
На праздниках мы с детьми с удовольствием представляли программы «Пластик-шоу» : «Осенний карнавал», «Добрый Одуванчик», «На палубе матросы», «Разноцветные зонтики», «Осенний карнавал», «Звездочки-снежинки», в которых дети погружались в особый мир движений, музыки, ритма.
Таким образом, использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии является эффективной формой физического воспитания, которая благодаря тотальному игровому методу позволяет достичь реализацию трех планов: физического, интеллектуального, духовного. Только во взаимодействии этих трех направлений можно сформировать действительно здоровую, развитую и гармоничную личность!
Надеюсь, что я вас заинтересовала.
Если педагоги любят играть в театр, то тогда –
Успешны все ребята будут, и радостны будут всегда!